МИРНОГО
НЕБА
НАД ГОЛОВОЙ

Московский транспорт поздравляет с Великим Праздником Победы!

В этот знаменательный период мы хотим напомнить о нашей причастности к героическим событиям обороны Москвы в годы Великой Отечественной Войны. Для этого приглашаем отправиться в путешествие по малоизвестным фактам и историям связанным с транспортной инфраструктурой столицы.
МИРНОГО
НЕБА
НАД ГОЛОВОЙ
Московский транспорт поздравляет
с Великим Праздником Победы!
В этот знаменательный период мы хотим напомнить о нашей причастности к героическим событиям обороны Москвы в годы Великой Отечественной Войны. Для этого приглашаем отправиться в путешествие по малоизвестным фактам и историям связанным с транспортной инфраструктурой столицы.
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
К 9 мая мы подготовили множество разнообразных мероприятий. Ознакомиться с ними можно в конце повествования основной истории, но если вы хотите узнать подробности прямо сейчас,
то нажмите на кнопку.
Перейти к мероприятиям
ЭТИ СТЕНЫ ПОМНЯТ
Московский транспорт — свидетель военной истории, принимавший непосредственное участие в непростой жизни города.
Сокол
Сокол
Маяковская
Маяковская
Динамо
Динамо
Курская
Курская
Кировская
Кировская
Чистые пруды
Чистые пруды
Завод имени Сталина
Завод имени Сталина
Автозаводская
Автозаводская
Бронепоезд
Бронепоезд
ЭТИ СТЕНЫ ПОМНЯТ
Московский транспорт — свидетель военной истории, принимавший непосредственное участие
в непростой жизни города.
Военная история какой части
для вас интересней всего?
Выпуск военной продукции
Сокол
Маяковская
Бомбоубежище
Динамо
Воспоминания очевидца
Курская
Культурный досуг в военные годы
Чистые пруды
Кировская
Закрытая станция
Автозаводская
Завод имени Сталина
Уникальные инженерные решения
Бронепоезд
3 дня на страже Москвы
Электродепо «Сокол»
Работники службы пути Моисеев, Цуцкарев и Барабанов за ремонтом танка. Ноябрь 1941 года
Работники службы пути Моисеев, Цуцкарев и Барабанов
за ремонтом танка. Ноябрь 1941 года
В вагоноремонтных мастерских на территории электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.
Записка военных времен
В вагоноремонтных мастерских на территории электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.
Электродепо «Сокол»
Работники службы пути Моисеев, Цуцкарев и Барабанов за ремонтом танка. Ноябрь 1941 года
Станция «Маяковская»
Станция «Маяковская» во время воздушной тревоги
Станция «Маяковская» во время
воздушной тревоги
Раздача молока на станции «Маяковская»
Раздача молока на станции «Маяковская»
Станция «Маяковская» — самая известная станция-бомбоубежище за счет большого количества сохранившихся снимков.
Здесь во время воздушной тревоги
размещались тысячи женщин и детей.
Станция «Маяковская» — самая известная станция-бомбоубежище за счет большого количества сохранившихся снимков. Здесь во время воздушной тревоги размещались тысячи женщин и детей.
Станция «Маяковская»
Раздача молока на станции «Маяковская»
В метро во время воздушных налетов на Москву родилось 217 детей
ФАКТ
Станция «Маяковская» во время воздушной тревоги
Станция «Динамо»
Воспоминания очевидца
Станция «Динамо»
Воспоминания очевидца
ФАКТ
Общая длина дощатых настилов в тоннелях достигала 36,5 км. Для облегчения спуска с платформ в тоннели на всех станциях устанавливали 80 откидных металлических мостиков. На станциях было установлено 3800 детских кроваток и 4600 топчанов. Было оборудовано 25 постоянных туалетов и 15 переносных. В 21 медицинский пункт в 1941 году обратились за помощью примерно 70 тыс. человек.
Станция «Курская»
Государственная публичная библиотека на станции Курская в годы войны
На станции «Курская» открыт филиал
Государственной публичной библиотеки
Мало кто знает, что метрополитен во время воздушной тревоги был не только надежным бомбоубежищем, но и местом для культурного отдыха москвичей. Например, на станции «Курская» была организована подземная библиотека.
Газета «Советский метрополитен», 15 марта 1942 года
Мало кто знает, что метрополитен во время воздушной тревоги был не только надежным бомбоубежищем, но и местом для культурного отдыха москвичей. Например, на станции «Курская» была организована подземная библиотека.
Газета «Советский метрополитен», 15 марта 1942 года
На станции «Курская» открыт филиал Государственной публичной библиотеки
Станция «Курская»
В метро, помимо библиотеки, можно было посетить выставки и лекции, а также посмотреть кино.
ФАКТ
Станция «Кировская»
Станция «Кировская» в годы войны
Станция «Кировская» в годы войны
«Кировская» с первых дней войны и до марта 1945 года была закрыта для пассажиров,
а платформа отделена от путей деревянной перегородкой, поезда проходили станцию
без остановки. На ночь к станции подавались
два состава с письменными столами для работы офицеров Генштаба. Кроме того, эти составы закупоривали тоннель для исключения возникновения непредвиденных ситуаций.
Чистые пруды
Станция «Кировская»
Станция «Кировская» в годы войны
«Кировская» с первых дней войны и до марта 1945 года была закрыта для пассажиров, а платформа отделена от путей деревянной перегородкой, поезда проходили станцию без остановки. На ночь к станции подавались два состава с письменными столами для работы офицеров Генштаба. Кроме того, эти составы закупоривали тоннель для исключения возникновения непредвиденных ситуаций.
Чистые пруды
ФАКТ
16 октября 1941 года — единственный день, когда Московский метрополитен не работал. Немцы подошли вплотную к Москве. Метро предполагалось затопить. В ночь на 16 число началась подготовка к затоплению метрополитена. Днем приказ был отменен. В 14 часов 12 минут того же дня вновь подали напряжение на Кировско-Фрунзенской линии. В 18:05 пришел приказ возобновить движение, и в 18:45 отправился первый поезд.
Станция «Завод имени Сталина»
Вестибюль станции «Автозаводская» после постройки (в военные годы)
В восьмиэтажный дом его «вписали» в 1961 году
Первоначально вестибюль станции являлся отдельно стоящим зданием
Автозаводская
Проект станции «Автозаводская» (Завод имени сталина) А.Н. Душкина (из собрания семьи Душкиных)
Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина». 31.12.1942 г.
Проект А.Н. Душкина (из собрания семьи Душкиных)
Важным открытием военных лет стала станция «Завод имени Сталина» (Автозаводская). Основное ее назначение — связь центра столицы с многочисленными жилыми, производственными и транспортными объектами, а также с заводом им. Сталина на юге. Вспомним, какой просторной является станция «Автозаводская», через неё должны были проходить огромные массы людей.
Станция «Завод имени Сталина»
В восьмиэтажный дом его «вписали» в 1961 году
Автозаводская
Первоначально вестибюль станции являлся отдельно стоящим зданием
Важным открытием военных лет стала станция «Завод имени Сталина» (Автозаводская). Основное
ее назначение — связь центра столицы с многочисленными жилыми, производственными и транспортными объектами, а также с заводом им. Сталина на юге. Вспомним, какой просторной является станция «Автозаводская», через неё должны были проходить огромные массы людей.
Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина». 31.12.1942 г.
Проект А.Н. Душкина (из собрания семьи Душкиных)
3-го января 1943 года общее количество проданных билетов в кассах станции «Завод имени Сталина» составило 30 000 штук. В отдельные часы посадка пассажиров доходила до 2 000 человек в час.
ФАКТ
Бронепоезд
бронепоезд московского метро
Строительство бронепоезда в 1941 г.
Три дня. Именно столько времени было отведено войной бронепоезду «Московский метрополитен». Кажется, что это мало. Но кто знает: может быть, именно эти три дня определили исход всего сражения. За это время на своем участке «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск, подавил огонь десяти минометных батарей. Не говоря уже о живой силе противника. Немецко-фашистские войска так и не смогли прорвать железнодорожную линию в этом районе.
Постройка бронепоезда московского метрополитена
Бронепоезд Московского метрополитена
Бронепоезд
Строительство бронепоезда в 1941 г.
Три дня. Именно столько времени было отведено войной бронепоезду «Московский метрополитен». Кажется, что это мало. Но кто знает: может быть, именно эти три дня определили исход всего сражения. За это время на своем участке «Московский метрополитен» сдерживал врага, уничтожил четыре самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск, подавил огонь десяти минометных батарей. Не говоря уже о живой силе противника. Немецко-фашистские войска так и не смогли прорвать железнодорожную линию в этом районе.
Бронепоезд Московского метрополитена
Трое суток наш бронепоезд, не зная передышки, сдерживал «тигры» и «фердинанды» и отражал зенитными средствами многочисленные налеты вражеской авиации. День 7 июля
был самым напряженным для наших войск.
|
Из воспоминаний Б.Л. Перлина (командира бронеплощадки, комсорг дивизиона):
Трое суток наш бронепоезд, не зная передышки, сдерживал «тигры» и «фердинанды» и отражал зенитными средствами многочисленные налеты вражеской авиации. День 7 июля был самым напряженным для наших войск.
ГЕРОИ
Чтим память наших коллег!
КАПАНЬЯН И.А.
КАПРЫКИН П.Г.
КАПЕНКИН П.Г.
КАЧАНОВ A.M.
КИПРИЯНОВИЧ Ф.У.
КИРИЛЛОВ В.И.
КИСЕЛЕВ И.Н.
КОЗАКОВ С.В.
К03ИН0В Н.П.
КОЗЛОВ B.C.
КОМИССАРОВ В.Н.
КОНДРАТЬЕВ П.С.
КОРНЕЕВ И.К.
КОРОВИН Ф.И.
КОРОЛЕВ П.Д.
КОСАРЕВ А.Н.
КОСОРУЧКИН Е.Н.
КОСТРОМИН А.Н.
КОСТИН В.Н.
КРАВЧУК В.З.
КРУГЛОВ И.А.
КРЫЛОВ И.Ф.
КУДРИН А.Д.
КУДРЯВЦЕВ A.M.
КУЗМИН А.С.
КУЗНЕЦОВ И.В.
КУЗЬМЕНКО
КУКУШКИН В.Г.
КУЛЕШОВ И.В.
КУЛЕШОВ Н.П.
ЛАЗАРЕВ В.И.
ЛЕБЕДЕВ Н.М.
ЛУКАНКИН Н.Ф.
ЛУКАШКИН И.Д.
МАЗУРИН
МАКАРОВ А.П.
МАКЛАКОВ Н.Н.
МАНИН В.М.
МАРКИН С.Д.
ПОЧЕРНЯЕВ А.Г.
ПРОЗОРОВ Г.С.
ПРОХОРОВ г.с.
ПУТРИН П.Я.
РОДИОНОВ М.А.
РОДИОНОВ М.У.
РОДИОНОВ Н.И.
РОЖДЕСТВИН П.Т.
РОМАНОВ Б.И.
РОМАНОВА Т.Н.
РОМАШЕВ В.И.
РЫДЧЕНКОВ B.C.
РЫНДИН В.
РУДЕНКО А.Л.
РУЛЕВ П.Я.
РЯБЫШКИН A.M.
САПУХОВ А.А.
САПОЖНИКОВ А.Н.
СЕМЕНОВ И.И.
СЕМЕНОВ Д.В.
СЕРГЕЕВ Б.А.
СЕРЕЖКИН С.М.
СЕРДЮК B.C.
СИЗОВ А.С. (Н.Г.)
СИВОЛУБЧИК В.А.
СИЛЬГУНОВ И.А. С
ИЛЬЧУКОВ И.А.
СИНЯКИН В.И.
СИНЯКОВ В.И.
СМИРНОВ Б.А.
СМИРНОВ Н.Н.
СМИРНОВ П.Я.
СМОРОДИН В.Я.
СОКОЛОВ В.А.
СТРАХОВ И.П.
СТРУГАТСКИЙ
СТРУГАТСКИЙ С.З.
СТУПИН М.А.
СУХАРЕВ А.И.
СУХОТИН В.П.
СЫСОЕВ П.Т.
СЫЧЕВ
СЯСИН B.C.
СЯСИНА С.
ТЕРЕХОВ Я.Р.
ТРОШКИН С.А.
ТЮРИН А.Л.
ТЮХТЯЕВ
УЗВОЛОК С.И.
УСКОВ И.Ф.
УСТИМИШЕВ Н.Н.
УЧКИН И.А (В).
ФАДИН В.А.
ФАТЕЕВ С.М.
ФЕДОРОВ Т.С.
ФЕДОСЕЕВ Б.Н.
ФЕДУЛОВ А.И.
ФОМЕНКО И.М.
ФРОЛОВ И.М.
ХАМИДУЛЛИН Г.А.
ХАУСТОВ. И.М.
ХОМЧЕНКО С.Т.
ЦВЕТКОВ П.М.
ЦИКАКАЛО В.П.
ЧЕРНОШТАНОВ А.В.
ЧЕСАЛКИН А.Н.
ЧУБУКОВ А.И.
ЧУМАЧЕНКО П.С.
ШАРЕВИЧ И.К.
ШИРИНКИН И.Т.
ШУМЮК И.И.
ЩЕКОЧИХИН С.И.
ЯЛЫНИН М.И.
ЯЧМЕНЕВ С.П.
*Список метрополитеновцев, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
АВЕРЬЯНОВ Ф.Д.
АГРАНОВИЧ П.С.
АЗАРОВ Ю.Я.
АМЕЛИН Г.И.
АПАРИН М.Ф.
АНАНЕНКОВ И.И.
АНДРИЯН Н.Ф.
АНДРЮШЕНКОВ И.Ф.
АРТЕЕВ Ф.И
АРТЕМОВ Д.П.
АРХИПОВ И.М.
БАКУЛИН П.А.
БОБРОВ Н.В.
БОНДАРЕВ Т.
БОРИСОВ П.В.
БОРОВКОВ В.А.
БРЕЕВ Ф.И.
БУБНОВ А.П.
БУЛАНОВ В.П.
БУРЖАНОВ Н.А.
БУРОВ В.А.
ВАКУН Н.Г.
ВАСИЛЬЕВ Н.В.
ВЕРЕЙКИН Н.П.
ВЕСЕЛОВ А.С.
ВИНКЛЕР Н.
ВИНОГРАДОВ Е.М.
ВИНОГРАДОВ Н.В.
ВЛАСОВ Н.Т.
ВОЛКОВ В.Ф.
ВОРОБЬЕВ М.Е.
ГАВРИЧЕНКОВ С.В.
ГАРЬКИН Н.Ф.
ГОРДЕЕВ Я.И.
ГОЛУБИЦКИЙ Г.В.
ГОРЛОВ Н.Л.
ГОРЯЧЕВ В.Д.
ГРАЧЕВ С.А.
ГУНЬКО И.П.
ГУЩИН
ГОНГАДЗЕ Г.Н.
ГРАФОВ П.В.
ДЕМИДОВ В.Н.
ДМИТРИЕВ Н.К.
ДОМАРЕВ Ф.А.
ДРЕМИН В.П.
ДУБОСАРСКИЙ
ДУНЧЕНКО Г.Н.
ДЬЯЧКОВ Д.С.
ЕВСЮКОВ С.А.
ЕФИМОВ Н.М.
ЖЕЛЕЗНЯК И.А.
ЖЕЛОБОВИЧ Г.Н.
ЖЛОБИН Н.И.
ЖУЧКОВ А.К.
ЗАВЬЯЛОВ Г.И.
ЗАЙЦЕВ А.Н.
ЗАХАРОВ А.А.
ЗОЛОТУХИН М.Г.
ЗЫКОВ А.Н.
ЗОРИН М.Г.
ЗУДИЛИН П.А.
ИВАНОВ Д.Д.
ИВАНОВ И.С.
ИВАНОВ М.В.
ИОНОВ И.П.
ИСАЧЕНКОВ В.А.
КАБАНОВ И.С.
МАХОНИН А.И.
МАЦНЕВ А.И.
МАШИНИСТРОВ Е.А.
МЕРКЕЕЕВ В.В.
МЕРКУШКИН С.В.
МИНЦ А.М.
МИХАЙЛОВ A.M.
МОДНОВ С.М.
МОВШИЦ М.З.
МОИСЕЕВ А.С.
МОИСЕЕВ Н.Д.
МОНАХОВ А.И.
МОРДВИНЦЕВ П.П.
МОРОЗОВ И.В.
НАЗАРОВ П.Ф.
НАПОРЧУК В.Р.
НИКИТИН Н.П.
НИКОЛАЕВ И.А.
ОБУХОВ И.Д.
ОПЕНКИН И.А.
ОРЕШКИН И.И.
ОРЛОВ И.П.
ОСИН В.И.
ОСТРОВСКИЙ В.Д.
ПАВЛОВ С.И.
ПАЛАХОНОВ А.К.
ПАРХОМЕНКО В.В.
ПЕВЗНЕР Г.И.
ПЕНЬКОВ Т.Г.
ПЕТРИКИН П.В.
ПЕТРОВ К.И.
ПЕРОВ B.C.
ПЕТУХОВ А.Б.
ПЕТРЯЕВ А.Д.
ПЕТРУКИН П.С.
ПЕЧНИКОВ Л.И.
ПИСЬМЕННЫЙ Н.И.
ПЛАТУНОВ А.И.
ПОЛОСУХИН С.Я.
ГЕРОИ
Чтим память наших коллег!
КАПАНЬЯН И.А.
КАПРЫКИН П.Г.
КАПЕНКИН П.Г.
КАЧАНОВ A.M.
КИПРИЯНОВИЧ Ф.У.
КИРИЛЛОВ В.И.
КИСЕЛЕВ И.Н.
КОЗАКОВ С.В.
К03ИН0В Н.П.
КОЗЛОВ B.C.
КОМИССАРОВ В.Н.
КОНДРАТЬЕВ П.С.
КОРНЕЕВ И.К.
КОРОВИН Ф.И.
КОРОЛЕВ П.Д.
КОСАРЕВ А.Н.
КОСОРУЧКИН Е.Н.
КОСТРОМИН А.Н.
КОСТИН В.Н.
КРАВЧУК В.З.
КРУГЛОВ И.А.
КРЫЛОВ И.Ф.
КУДРИН А.Д.
КУДРЯВЦЕВ A.M.
КУЗМИН А.С.
КУЗНЕЦОВ И.В.
КУЗЬМЕНКО
КУКУШКИН В.Г.
КУЛЕШОВ И.В.
КУЛЕШОВ Н.П.
ЛАЗАРЕВ В.И.
ЛЕБЕДЕВ Н.М.
ЛУКАНКИН Н.Ф.
ЛУКАШКИН И.Д.
МАЗУРИН
МАКАРОВ А.П.
МАКЛАКОВ Н.Н.
МАНИН В.М.
МАРКИН С.Д.
ПОЧЕРНЯЕВ А.Г.
ПРОЗОРОВ Г.С.
ПРОХОРОВ г.с.
ПУТРИН П.Я.
РОДИОНОВ М.А.
РОДИОНОВ М.У.
РОДИОНОВ Н.И.
РОЖДЕСТВИН П.Т.
РОМАНОВ Б.И.
РОМАНОВА Т.Н.
РОМАШЕВ В.И.
РЫДЧЕНКОВ B.C.
РЫНДИН В.
РУДЕНКО А.Л.
РУЛЕВ П.Я.
РЯБЫШКИН A.M.
САПУХОВ А.А.
САПОЖНИКОВ А.Н.
СЕМЕНОВ И.И.
СЕМЕНОВ Д.В.
*Список метрополитеновцев, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
АВЕРЬЯНОВ Ф.Д.
АГРАНОВИЧ П.С.
АЗАРОВ Ю.Я.
АМЕЛИН Г.И.
АПАРИН М.Ф.
АНАНЕНКОВ И.И.
АНДРИЯН Н.Ф.
АНДРЮШЕНКОВ И.Ф.
АРТЕЕВ Ф.И
АРТЕМОВ Д.П.
АРХИПОВ И.М.
БАКУЛИН П.А.
БОБРОВ Н.В.
БОНДАРЕВ Т.
БОРИСОВ П.В.
БОРОВКОВ В.А.
БРЕЕВ Ф.И.
БУБНОВ А.П.
БУЛАНОВ В.П.
БУРЖАНОВ Н.А.
БУРОВ В.А.
ВАКУН Н.Г.
ВАСИЛЬЕВ Н.В.
ВЕРЕЙКИН Н.П.
ВЕСЕЛОВ А.С.
ВИНКЛЕР Н.
ВИНОГРАДОВ Е.М.
ВИНОГРАДОВ Н.В.
ВЛАСОВ Н.Т.
ВОЛКОВ В.Ф.
ВОРОБЬЕВ М.Е.
ГАВРИЧЕНКОВ С.В.
ГАРЬКИН Н.Ф.
ГОРДЕЕВ Я.И.
ГОЛУБИЦКИЙ Г.В.
ГОРЛОВ Н.Л.
ГОРЯЧЕВ В.Д.
ГРАЧЕВ С.А.
ГУНЬКО И.П.
ГУЩИН
ГОНГАДЗЕ Г.Н.
ГРАФОВ П.В.
ДЕМИДОВ В.Н.
ДМИТРИЕВ Н.К.
ДОМАРЕВ Ф.А.
ДРЕМИН В.П.
ДУБОСАРСКИЙ
ДУНЧЕНКО Г.Н.
ДЬЯЧКОВ Д.С.
ЕВСЮКОВ С.А.
ЕФИМОВ Н.М.
ЖЕЛЕЗНЯК И.А.
ЖЕЛОБОВИЧ Г.Н.
ЖЛОБИН Н.И.
ЖУЧКОВ А.К.
ЗАВЬЯЛОВ Г.И.
ЗАЙЦЕВ А.Н.
ЗАХАРОВ А.А.
ЗОЛОТУХИН М.Г.
ЗЫКОВ А.Н.
ЗОРИН М.Г.
ЗУДИЛИН П.А.
ИВАНОВ Д.Д.
ИВАНОВ И.С.
ИВАНОВ М.В.
ИОНОВ И.П.
ИСАЧЕНКОВ В.А.
КАБАНОВ И.С.
МАХОНИН А.И.
МАЦНЕВ А.И.
МАШИНИСТРОВ Е.А.
МЕРКЕЕЕВ В.В.
МЕРКУШКИН С.В.
МИНЦ А.М.
МИХАЙЛОВ A.M.
МОДНОВ С.М.
МОВШИЦ М.З.
МОИСЕЕВ А.С.
МОИСЕЕВ Н.Д.
МОНАХОВ А.И.
МОРДВИНЦЕВ П.П.
МОРОЗОВ И.В.
НАЗАРОВ П.Ф.
НАПОРЧУК В.Р.
НИКИТИН Н.П.
НИКОЛАЕВ И.А.
ОБУХОВ И.Д.
ОПЕНКИН И.А.
ОРЕШКИН И.И.
ОРЛОВ И.П.
ОСИН В.И.
ОСТРОВСКИЙ В.Д.
ПАВЛОВ С.И.
ПАЛАХОНОВ А.К.
ПАРХОМЕНКО В.В.
ПЕВЗНЕР Г.И.
ПЕНЬКОВ Т.Г.
ПЕТРИКИН П.В.
ПЕТРОВ К.И.
ПЕРОВ B.C.
ПЕТУХОВ А.Б.
ПЕТРЯЕВ А.Д.
ПЕТРУКИН П.С.
ПЕЧНИКОВ Л.И.
ПИСЬМЕННЫЙ Н.И.
ПЛАТУНОВ А.И.
ПОЛОСУХИН С.Я.
СЕРГЕЕВ Б.А.
СЕРЕЖКИН С.М.
СЕРДЮК B.C.
СИЗОВ А.С. (Н.Г.)
СИВОЛУБЧИК В.А.
СИЛЬГУНОВ И.А. С
ИЛЬЧУКОВ И.А.
СИНЯКИН В.И.
СИНЯКОВ В.И.
СМИРНОВ Б.А.
СМИРНОВ Н.Н.
СМИРНОВ П.Я.
СМОРОДИН В.Я.
СОКОЛОВ В.А.
СТРАХОВ И.П.
СТРУГАТСКИЙ
СТРУГАТСКИЙ С.З.
СТУПИН М.А.
СУХАРЕВ А.И.
СУХОТИН В.П.
СЫСОЕВ П.Т.
СЫЧЕВ
СЯСИН B.C.
СЯСИНА С.
ТЕРЕХОВ Я.Р.
ТРОШКИН С.А.
ТЮРИН А.Л.
ТЮХТЯЕВ
УЗВОЛОК С.И.
УСКОВ И.Ф.
УСТИМИШЕВ Н.Н.
УЧКИН И.А (В).
ФАДИН В.А.
ФАТЕЕВ С.М.
ФЕДОРОВ Т.С.
ФЕДОСЕЕВ Б.Н.
ФЕДУЛОВ А.И.
ФОМЕНКО И.М.
ФРОЛОВ И.М.
ХАМИДУЛЛИН Г.А.
ХАУСТОВ. И.М.
ХОМЧЕНКО С.Т.
ЦВЕТКОВ П.М.
ЦИКАКАЛО В.П.
ЧЕРНОШТАНОВ А.В.
ЧЕСАЛКИН А.Н.
ЧУБУКОВ А.И.
ЧУМАЧЕНКО П.С.
ШАРЕВИЧ И.К.
ШИРИНКИН И.Т.
ШУМЮК И.И.
ЩЕКОЧИХИН С.И.
ЯЛЫНИН М.И.
ЯЧМЕНЕВ С.П.
ГЕРОИ
Чтим память наших коллег!
*Список метрополитеновцев, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
ХАМИДУЛЛИН Г.А.
ХАУСТОВ. И.М.
ХОМЧЕНКО С.Т.
ЦВЕТКОВ П.М.
ЦИКАКАЛО В.П.
ЧЕРНОШТАНОВ А.В.
ЧЕСАЛКИН А.Н.
ЧУБУКОВ А.И.
ЧУМАЧЕНКО П.С.
ШАРЕВИЧ И.К.
ШИРИНКИН И.Т.
ШУМЮК И.И.
ЩЕКОЧИХИН С.И.
ЯЛЫНИН М.И.
ЯЧМЕНЕВ С.П.
СУХОТИН В.П.
СЫСОЕВ П.Т.
СЫЧЕВ
СЯСИН B.C.
СЯСИНА С.
ТЕРЕХОВ Я.Р.
ТРОШКИН С.А.
ТЮРИН А.Л.
ТЮХТЯЕВ
УЗВОЛОК С.И.
УСКОВ И.Ф.
УСТИМИШЕВ Н.Н.
УЧКИН И.А (В).
ФАДИН В.А.
ФАТЕЕВ С.М.
ФЕДОРОВ Т.С.
ФЕДОСЕЕВ Б.Н.
ФЕДУЛОВ А.И.
ФОМЕНКО И.М.
ФРОЛОВ И.М.
СЕМЕНОВ Д.В.
СЕРГЕЕВ Б.А.
СЕРЕЖКИН С.М.
СЕРДЮК B.C.
СИЗОВ А.С. (Н.Г.)
СИВОЛУБЧИК В.А.
СИЛЬГУНОВ И.А. С
ИЛЬЧУКОВ И.А.
СИНЯКИН В.И.
СИНЯКОВ В.И.
СМИРНОВ Б.А.
СМИРНОВ Н.Н.
СМИРНОВ П.Я.
СМОРОДИН В.Я.
СОКОЛОВ В.А.
СТРАХОВ И.П.
СТРУГАТСКИЙ
СТРУГАТСКИЙ С.З.
СТУПИН М.А.
СУХАРЕВ А.И.
ПОЧЕРНЯЕВ А.Г.
ПРОЗОРОВ Г.С.
ПРОХОРОВ Г.С.
ПУТРИН П.Я.
РОДИОНОВ М.А.
РОДИОНОВ М.У.
РОДИОНОВ Н.И.
РОЖДЕСТВИН П.Т.
РОМАНОВ Б.И.
РОМАНОВА Т.Н.
РОМАШЕВ В.И.
РЫДЧЕНКОВ B.C.
РЫНДИН В.
РУДЕНКО А.Л.
РУЛЕВ П.Я.
РЯБЫШКИН A.M.
САПУХОВ А.А.
САПОЖНИКОВ А.Н.
СЕМЕНОВ И.И.
ОРЕШКИН И.И.
ОРЛОВ И.П.
ОСИН В.И.
ОСТРОВСКИЙ В.Д.
ПАВЛОВ С.И.
ПАЛАХОНОВ А.К.
ПАРХОМЕНКО В.В.
ПЕВЗНЕР Г.И.
ПЕНЬКОВ Т.Г.
ПЕТРИКИН П.В.
ПЕТРОВ К.И.
ПЕРОВ B.C.
ПЕТУХОВ А.Б.
ПЕТРЯЕВ А.Д.
ПЕТРУКИН П.С.
ПЕЧНИКОВ Л.И.
ПИСЬМЕННЫЙ Н.И.
ПЛАТУНОВ А.И.
ПОЛОСУХИН С.Я.
МАХОНИН А.И.
МАЦНЕВ А.И.
МАШИНИСТРОВ Е.А.
МЕРКЕЕЕВ В.В.
МЕРКУШКИН С.В.
МИНЦ А.М.
МИХАЙЛОВ A.M.
МОДНОВ С.М.
МОВШИЦ М.З.
МОИСЕЕВ А.С.
МОИСЕЕВ Н.Д.
МОНАХОВ А.И.
МОРДВИНЦЕВ П.П.
МОРОЗОВ И.В.
НАЗАРОВ П.Ф.
НАПОРЧУК В.Р.
НИКИТИН Н.П.
НИКОЛАЕВ И.А.
ОБУХОВ И.Д.
ОПЕНКИН И.А.
КРУГЛОВ И.А.
КРЫЛОВ И.Ф.
КУДРИН А.Д.
КУДРЯВЦЕВ A.M.
КУЗМИН А.С.
КУЗНЕЦОВ И.В.
КУЗЬМЕНКО
КУКУШКИН В.Г.
КУЛЕШОВ И.В.
КУЛЕШОВ Н.П.
ЛАЗАРЕВ В.И.
ЛЕБЕДЕВ Н.М.
ЛУКАНКИН Н.Ф.
ЛУКАШКИН И.Д.
МАЗУРИН
МАКАРОВ А.П.
МАКЛАКОВ Н.Н.
МАНИН В.М.
МАРКИН С.Д.
КАПАНЬЯН И.А.
КАПРЫКИН П.Г.
КАПЕНКИН П.Г.
КАЧАНОВ A.M.
КИПРИЯНОВИЧ Ф.У.
КИРИЛЛОВ В.И.
КИСЕЛЕВ И.Н.
КОЗАКОВ С.В.
К03ИН0В Н.П.
КОЗЛОВ B.C.
КОМИССАРОВ В.Н.
КОНДРАТЬЕВ П.С.
КОРНЕЕВ И.К.
КОРОВИН Ф.И.
КОРОЛЕВ П.Д.
КОСАРЕВ А.Н.
КОСОРУЧКИН Е.Н.
КОСТРОМИН А.Н.
КОСТИН В.Н.
КРАВЧУК В.З.
ЕФИМОВ Н.М.
ЖЕЛЕЗНЯК И.А.
ЖЕЛОБОВИЧ Г.Н.
ЖЛОБИН Н.И.
ЖУЧКОВ А.К.
ЗАВЬЯЛОВ Г.И.
ЗАЙЦЕВ А.Н.
ЗАХАРОВ А.А.
ЗОЛОТУХИН М.Г.
ЗЫКОВ А.Н.
ЗОРИН М.Г.
ЗУДИЛИН П.А.
ИВАНОВ Д.Д.
ИВАНОВ И.С.
ИВАНОВ М.В.
ИОНОВ И.П.
ИСАЧЕНКОВ В.А.
КАБАНОВ И.С.
ГОЛУБИЦКИЙ Г.В.
ГОРЛОВ Н.Л.
ГОРЯЧЕВ В.Д.
ГРАЧЕВ С.А.
ГУНЬКО И.П.
ГУЩИН
ГОНГАДЗЕ Г.Н.
ГРАФОВ П.В.
ДЕМИДОВ В.Н.
ДМИТРИЕВ Н.К.
ДОМАРЕВ Ф.А.
ДРЕМИН В.П.
ДУБОСАРСКИЙ
ДУНЧЕНКО Г.Н.
ДЬЯЧКОВ Д.С.
ЕВСЮКОВ С.А.
БУБНОВ А.П.
БУЛАНОВ В.П.
БУРЖАНОВ Н.А.
БУРОВ В.А.
ВАКУН Н.Г.
ВАСИЛЬЕВ Н.В.
ВЕРЕЙКИН Н.П.
ВЕСЕЛОВ А.С.
ВИНКЛЕР Н.
ВИНОГРАДОВ Е.М.
ВИНОГРАДОВ Н.В.
ВЛАСОВ Н.Т.
ВОЛКОВ В.Ф.
ВОРОБЬЕВ М.Е.
ГАВРИЧЕНКОВ С.В.
ГАРЬКИН Н.Ф.
ГОРДЕЕВ Я.И.
АВЕРЬЯНОВ Ф.Д.
АГРАНОВИЧ П.С.
АЗАРОВ Ю.Я.
АМЕЛИН Г.И.
АПАРИН М.Ф.
АНАНЕНКОВ И.И.
АНДРИЯН Н.Ф.
АНДРЮШЕНКОВ И.Ф.
АРТЕЕВ Ф.И
АРТЕМОВ Д.П.
АРХИПОВ И.М.
БАКУЛИН П.А.
БОБРОВ Н.В.
БОНДАРЕВ Т.
БОРИСОВ П.В.
БОРОВКОВ В.А.
БРЕЕВ Ф.И.
НАД ЗЕМЛЕЙ
НАД ЗЕМЛЕЙ
Трамваи
Трамваи
В 1941 – 1942 гг. была изменена маршрутная сеть трамваев, создавались грузовые линии транспортировки продовольствия и материалов для обеспечения потребностей города. Капитальный ремонт и переоборудование московских трамваев осуществлял СВАРЗ.
В 1942 г. был произведен ремонт 98 вагонов,
в 1943 г. – 308.
Трамваи нюрнбергского типа и КП, переоборудованные под товаро-пассажирские, активно использовались для перевозки пассажиров, овощей, муки, молочных продуктов и топлива для обеспечения жилых домов. За период 1941 – 1945 гг. перевозка грузов увеличилась с 844 тыс. т. до 2589 тыс. т.
В 1941 – 1942 гг. была изменена маршрутная сеть трамваев, создавались грузовые линии транспортировки продовольствия и материалов для обеспечения потребностей города. Капитальный ремонт и переоборудование московских трамваев осуществлял СВАРЗ.
В 1942 г. был произведен ремонт 98 вагонов, в 1943 г. – 308.
Трамваи нюрнбергского типа и КП, переоборудованные под товаро-пассажирские, активно использовались для перевозки пассажиров, овощей, муки, молочных продуктов и топлива для обеспечения жилых домов. За период 1941 – 1945 гг. перевозка грузов увеличилась с 844 тыс. т. до 2589 тыс. т.
Немаловажную роль также играли регулятивные методы экономии энергии, в частности, издание инструкций, которые требовали
от водителей трамваев и троллейбусов повышенной ответственности за управление, технический осмотр и соблюдение графика движения.
ФАКТ
ФАКТ
Немаловажную роль также играли регулятивные методы экономии энергии, в частности, издание инструкций, которые требовали от водителей трамваев и троллейбусов повышенной ответственности за управление, технический осмотр и соблюдение графика движения.
Трамваи были самым популярным видом общественного транспорта, но не отставали и троллейбусы: к началу 1941 года Москва занимала второе место в мире по их численности после Лондона.
Троллейбусы
Троллейбусы
Трамваи были самым популярным видом общественного транспорта, но не отставали и троллейбусы: к началу 1941 года Москва занимала второе место в мире по их численности после Лондона.
Московский парк наземных перевозок пассажиров перед началом войны насчитывал 2400 трамвайных вагонов, 1230 автобусов и 599 троллейбусов, из которых 49 были грузовыми, а 11 — двухэтажными. В столице работали восемь трамвайных депо, четыре автобусных
и три троллейбусных парка.
ФАКТ
ФАКТ
Московский парк наземных перевозок пассажиров перед началом войны насчитывал 2400 трамвайных вагонов, 1230 автобусов и 599 троллейбусов, из которых 49 были грузовыми, а 11 — двухэтажными. В столице работали восемь трамвайных депо, четыре автобусных и три троллейбусных парка.
Самые серьёзные изменения затронули автобусные парки — за четыре военных года они пострадали сильнее всего. Большинство маршрутов в Москве с началом войны сразу же закрыли — в первую очередь те, где параллельно проходили трамвайные и троллейбусные линии. 800 машин было передано частям Красной армии, оставшиеся обслуживали ПВО и перевозили раненых.
Автобусы
Автобусы
Самые серьёзные изменения затронули автобусные парки — за четыре военных года они пострадали сильнее всего. Большинство маршрутов в Москве с началом войны сразу же закрыли — в первую очередь те, где параллельно проходили трамвайные и троллейбусные линии. 800 машин было передано частям Красной армии, оставшиеся обслуживали ПВО и перевозили раненых.
Автобус ЗИС-16
Не хватало бензина (особенно остро это ощущалось в 1941 году), и транспортники продолжили опыты с газогенераторным топливом, начатые до войны. Первую партию автобусов с газогенераторными установками, работавшими на торфе и деревянных чурках, выпустили на линию в конце августа 1942 года, а к концу 1943 года их стало уже 48.
ФАКТ