НА ДРУГОЙ КОНЕЦ ГОРОДА
Изучаем транспортную связность в Москве и других мегаполисах
На другой конец города
Чтобы проанализировать транспортную связность Москвы, то есть скорость перемещения жителей из одного района в другой и возможность выбора разных видов транспорта, мы решили построить пять маршрутов с севера на юг города, а затем сравнить их с транспортными системами мировых мегаполисов.
Чтобы проанализировать транспортную связность Москвы, то есть скорость перемещения жителей из одного района в другой и возможность выбора разных видов транспорта, мы решили построить пять маршрутов с севера на юг города, а затем сравнить их с транспортными системами мировых мегаполисов.
В статье расскажем
В статье расскажем
Как работали с данными
Чтобы сравнить транспортную связность Москвы с показателями других городов, отобрали семь мегаполисов с похожим количеством жителей — от 10 до 15 млн человек. Так как административные границы города не всегда совпадают с транспортной активностью (например, жители областей активно ездят в центр), мы исследовали некоторые города вместе с пригородными территориями, то есть агломерации или «Большие» города. Сравнивали Москву со следующими мегаполисами:

  • Большим Буэнос-Айресом, Аргентина — Южная Америка;
  • Большим Лос-Анджелесом, США — Северная Америка;
  • Большим Парижем, Франция — Европа;
  • Джакартой, Индонезия — Юго-Восточная Азия;
  • Лагосом, Нигерия — Африка;
  • Стамбулом, Турция — Ближний Восток;
  • Тяньцзинем, Китай — Восточная Азия.
При анализе использовали данные ООН, в основном по показателю SDG 11.2.1 «Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному транспорту». Также опирались на сведения из других открытых источников, в том числе Департамента транспорта Москвы и различных медиа.
Как работали с данными
Чтобы сравнить транспортную связность Москвы с показателями других городов, отобрали семь мегаполисов с похожим количеством жителей — от 10 до 15 млн человек. Так как административные границы города не всегда совпадают с транспортной активностью (например, жители областей активно ездят в центр), мы исследовали некоторые города вместе с пригородными территориями, то есть агломерации или «Большие» города. Сравнивали Москву со следующими мегаполисами:

  • Большим Буэнос-Айресом, Аргентина — Южная Америка;
  • Большим Лос-Анджелесом, США — Северная Америка;
  • Большим Парижем, Франция — Европа;
  • Джакартой, Индонезия — Юго-Восточная Азия;
  • Лагосом, Нигерия — Африка;
  • Стамбулом, Турция — Ближний Восток;
  • Тяньцзинем, Китай — Восточная Азия.
При анализе использовали данные ООН, в основном по показателю SDG 11.2.1 «Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному транспорту». Также опирались на сведения из других открытых источников, в том числе Департамента транспорта Москвы и различных медиа.
Московская агломерация — крупнейшая городская зона в Европе и 15-я в мире, в ней живёт около 20 млн человек. Пригороды постепенно интегрируются в транспортную систему Москвы из-за «маятниковых» поездок, когда люди регулярно отправляются из области в город на работу или учёбу, а потом обратно домой. В этом Москва похожа на агломерации Парижа и Буэнос-Айреса, где жители периферии часто добираются до центра с помощью метро и электричек.
Московская агломерация — крупнейшая городская зона в Европе и 15-я в мире, в ней живёт около 20 млн человек. Пригороды постепенно интегрируются в транспортную систему Москвы из-за «маятниковых» поездок, когда люди регулярно отправляются из области в город на работу или учёбу, а потом обратно домой. В этом Москва похожа на агломерации Парижа и Буэнос-Айреса, где жители периферии часто добираются до центра с помощью метро и электричек.
Хотя официально самая северная точка столицы находится в Зеленограде, а самая южная — в лесной чаще в Новой Москве, эти ориентиры показались нам не очень подходящими для анализа. Зеленоград — это эксклав столицы в ≈25 км от МКАД, и сами жители себя часто называют зеленоградцами, а не москвичами. К южной точке и вовсе пока не проложены дороги.
Хотя официально самая северная точка столицы находится в Зеленограде, а самая южная — в лесной чаще в Новой Москве, эти ориентиры показались нам не очень подходящими для анализа. Зеленоград — это эксклав столицы в ≈25 км от МКАД, и сами жители себя часто называют зеленоградцами, а не москвичами. К южной точке и вовсе пока не проложены дороги.
Чтобы подобрать точки, похожие на условия в других городах и приблизить анализ к повседневной жизни москвичей, мы решили выбрать однотипные ориентиры неподалёку от МКАД. На севере и на юге мы заметили крупные пруды и взяли их за точки отсчёта:
Чтобы подобрать точки, похожие на условия в других городах и приблизить анализ к повседневной жизни москвичей, мы решили выбрать однотипные ориентиры неподалёку от МКАД. На севере и на юге мы заметили крупные пруды и взяли их за точки отсчёта:
  • Север — Долгие пруды,
  • Юг — Герценский пруд.
  • Север — Долгие пруды,
  • Юг — Герценский пруд.
«По линейке» между ними — 41,7 км, однако в зависимости от выбранных улиц и транспорта реальное расстояние оказывается больше на несколько километров.
«По линейке» между ними — 41,7 км, однако в зависимости от выбранных улиц и транспорта реальное расстояние оказывается больше на несколько километров.
Мы построили пять маршрутов, каждый со своими преимуществами и транспортом:
Мы построили пять маршрутов, каждый со своими преимуществами и транспортом:
  • рельсовый — на МЦД, МЦК и электричках;
  • автобусный — на автобусах сети «Магистраль»;
  • экологичный — на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) и пешком;
  • автомобильный — на каршеринге, такси или личной машине;
  • привычный — на метро и районных автобусах.
  • рельсовый — на МЦД, МЦК и электричках;
  • автобусный — на автобусах сети «Магистраль»;
  • экологичный — на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) и пешком;
  • автомобильный — на каршеринге, такси или личной машине;
  • привычный — на метро и районных автобусах.
Для каждого маршрута мы рассчитали расстояние, время и стоимость поездки в пятницу в шесть вечера. Это час пик, когда транспорт особенно востребован, а уровень загруженности дорог возрастает на несколько баллов. Люди едут с работы и учёбы: одни — домой, вторые — на встречи с друзьями, а третьи — в загородные дома на выходные.
Для каждого маршрута мы рассчитали расстояние, время и стоимость поездки в пятницу в шесть вечера. Это час пик, когда транспорт особенно востребован, а уровень загруженности дорог возрастает на несколько баллов. Люди едут с работы и учёбы: одни — домой, вторые — на встречи с друзьями, а третьи — в загородные дома на выходные.

Москва — седьмой по площади город в мире

Москва — седьмой по площади город в мире

НАЗЕМНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ
На МЦД, МЦК и электричках
НАЗЕМНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ
На МЦД, МЦК и электричках
Московские поезда хороши своей стабильностью. Они ходят по чёткому расписанию, не боятся пробок и погодных условий, а исправность всех систем проверяется до зимних холодов. Кроме того, по пути можно взглянуть на живописные виды столицы: Москву-реку, «Москву-Сити», Воробьёвы горы и Новодевичий монастырь. По вечерам исторические здания и объекты культурного наследия подсвечиваются.
Московские поезда хороши своей стабильностью. Они ходят по чёткому расписанию, не боятся пробок и погодных условий, а исправность всех систем проверяется до зимних холодов. Кроме того, по пути можно взглянуть на живописные виды столицы: Москву-реку, «Москву-Сити», Воробьёвы горы и Новодевичий монастырь. По вечерам исторические здания и объекты культурного наследия подсвечиваются.
Станция МЦД «Долгопрудная» относится к тарифной зоне «Пригород», поэтому проезд по карте «Тройка» обойдётся в 56 ₽. Зато пересадка на МЦК будет бесплатной: в течение полутора часов после первой валидации платить не надо, а путь до «Окружной» занимает около 18 минут. Итоговая сумма будет зависеть от выбранной электрички. Если обычная, то 42 ₽, а если скоростная (РЭКС) — 84.
Станция МЦД «Долгопрудная» относится к тарифной зоне «Пригород», поэтому проезд по карте «Тройка» обойдётся в 56 ₽. Зато пересадка на МЦК будет бесплатной: в течение полутора часов после первой валидации платить не надо, а путь до «Окружной» занимает около 18 минут. Итоговая сумма будет зависеть от выбранной электрички. Если обычная, то 42 ₽, а если скоростная (РЭКС) — 84.
Переход на «Верхних котлах» устроен по принципу «сухие ноги»: навес укрывает пассажиров от непогоды. А в 2022 на «Окружной» построят крытый переход, который соединит станции МЦД и МЦК.
Переход на «Верхних котлах» устроен по принципу «сухие ноги»: навес укрывает пассажиров от непогоды. А в 2022 на «Окружной» построят крытый переход, который соединит станции МЦД и МЦК.
А что в других мегаполисах
А что в других мегаполисах
Московская сеть длиннее и доступнее, чем во многих мегаполисах. Так, в Джакарте и Лос-Анджелесе железнодорожный транспорт не очень подходит для коротких (до 30 минут) повседневных поездок: другие способы перемещения быстрее и обычно удобнее. Сама сеть метро в этих городах тоже короче — около 170 км в Лос-Анджелесе и 20 км в Джакарте. А в Лагосе, крупнейшем городе Африки, метро откроется только к концу 2022 года.
Московская сеть длиннее и доступнее, чем во многих мегаполисах. Так, в Джакарте и Лос-Анджелесе железнодорожный транспорт не очень подходит для коротких (до 30 минут) повседневных поездок: другие способы перемещения быстрее и обычно удобнее. Сама сеть метро в этих городах тоже короче — около 170 км в Лос-Анджелесе и 20 км в Джакарте. А в Лагосе, крупнейшем городе Африки, метро откроется только к концу 2022 года.
По данным на конец 2021 года, Москва занимает пятое место в мире по общей длине метро, размер сети превышает 482,5 км. Больше только в четырёх крупных китайских городах: Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и Чэндоу. Шанхайская сеть вдвое длиннее московской — 831 км, но и площадь города в 2,5 раза больше. А вот в Тяньцзине, который сопоставим с Москвой по числу населения, но в 4,7 раз крупнее по площади, общая длина метро короче — 265 км.
По данным на конец 2021 года, Москва занимает пятое место в мире по общей длине метро, размер сети превышает 482,5 км. Больше только в четырёх крупных китайских городах: Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и Чэндоу. Шанхайская сеть вдвое длиннее московской — 831 км, но и площадь города в 2,5 раза больше. А вот в Тяньцзине, который сопоставим с Москвой по числу населения, но в 4,7 раз крупнее по площади, общая длина метро короче — 265 км.

«По линейке» между северной и южной точками у МКАД — 42 км

«По линейке» между северной и южной точками у МКАД — 42 км

АВТОБУСНЫЙ
На магистральных автобусах
АВТОБУСНЫЙ
На магистральных автобусах
Этот вариант подходит для любителей красивых видов — по пути можно увидеть весь центр Москвы. А заодно и сэкономить: за поездку нужно сменить четыре автобуса, но заплатить придётся лишь дважды. Как и в случае с поездами, на наземном транспорте действует бесплатная пересадка в течение 90 минут после первой валидации. Отрезок пути от «9-й Северной линии» до «Китай-города» занимает как раз около полутора часов, поэтому вторая оплата по «Тройке» будет списана при пересадке на автобус е70 или м7.
Этот вариант подходит для любителей красивых видов — по пути можно увидеть весь центр Москвы. А заодно и сэкономить: за поездку нужно сменить четыре автобуса, но заплатить придётся лишь дважды. Как и с поездами, на наземном транспорте действует бесплатная пересадка в течение 90 минут после первой валидации. Отрезок пути от «9-й Северной линии» до «Китай-города» занимает как раз около полутора часов, поэтому вторая оплата по «Тройке» будет списана при пересадке на автобус е70 или м7.
46 ₽ — при посадке у Долгих прудов, бесплатно — у Белорусского вокзала, 46 ₽ — на Китай-городе, бесплатно — оставшаяся часть пути.
46 ₽ — при посадке у Долгих прудов, бесплатно — у Белорусского вокзала, 46 ₽ — на Китай-городе, бесплатно — оставшаяся часть пути.
Автобусы сети «Магистраль» в среднем движутся быстрее автомобильного потока, потому что ¾ пути (36,3 км) проходит по выделенкам.
Автобусы сети «Магистраль» в среднем движутся быстрее автомобильного потока, потому что ¾ пути (36,3 км) проходит по выделенкам.
А что в других мегаполисах
А что в других мегаполисах
Автобусное сообщение очень развито в Стамбуле. Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, за 2018−2020 город повысил удобство своей транспортной системы больше других мегаполисов. Чтобы по Стамбулу было удобнее перемещаться, в нём строятся новые остановки
и транспортно-пересадочные узлы.
Автобусное сообщение очень развито в Стамбуле. Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, за 2018−2020 город повысил удобство своей транспортной системы больше других мегаполисов. Чтобы по Стамбулу было удобнее перемещаться, в нём строятся новые остановки и транспортно-пересадочные узлы.
Есть в городе и особый тип выделенных полос, которые отгорожены от проезжей части и не прерываются. Это полосы для «метробусов», скоростной автобусной транспортной системы (BRT) — в час пик на остановки приходит до пяти автобусов в минуту. Похожий городской транспорт есть в Лагосе, Буэнос-Айресе и Лос-Анджелесе.
Есть в городе и особый тип выделенных полос, которые отгорожены от проезжей части и не прерываются. Это полосы для «метробусов», скоростной автобусной транспортной системы (BRT) — в час пик на остановки приходит до пяти автобусов в минуту. Похожий городской транспорт есть в Лагосе, Буэнос-Айресе и Лос-Анджелесе.
Мультимодальность и вариативность стамбульского транспорта можно увидеть на примере маршрута от дворца Топкапы до моста Султана Сулеймана в пятничный вечер. Если человек спешит, ему придётся совершить мультимодальную поездку, то есть несколько раз менять транспорт и садиться то на трамвай, то на метробус, то на маршрутку, то на электричку. Или же стамбулец может потратить на полчаса больше, но пересесть всего один раз: с одного автобуса на другой. Автобусных остановок рядом с дворцом нет,
из-за чего такой маршрут получается дольше.
Мультимодальность и вариативность стамбульского транспорта можно увидеть на примере маршрута от дворца Топкапы до моста Султана Сулеймана в пятничный вечер. Если человек спешит, ему придётся совершить мультимодальную поездку, то есть несколько раз менять транспорт и садиться то на трамвай, то на метробус, то на маршрутку, то на электричку. Или же стамбулец может потратить на полчаса больше, но пересесть всего один раз: с одного автобуса на другой. Автобусных остановок рядом с дворцом нет, из-за чего такой маршрут получается дольше.
Стоимость указана по курсу на конец апреля 2022 года (1 ₺ = 4,9 ₽)
Стоимость указана по курсу на конец апреля 2022 года (1 ₺ = 4,9 ₽)
В Москве тоже создаются транспортно-пересадочные узлы, чтобы жителям было легче совершать мультимодальные поездки. Также в городе выделяют полосы для городского транспорта и строят умные перекрёстки — за счёт приоритета общественному транспорту поездки становятся быстрее.
В Москве тоже создаются транспортно-пересадочные узлы, чтобы жителям было легче совершать мультимодальные поездки. Также в городе выделяют полосы для городского транспорта и строят умные перекрёстки — за счёт приоритета общественному транспорту поездки становятся быстрее.
ЭКОЛОГИЧНЫЙ
На СИМ и пешком
ЭКОЛОГИЧНЫЙ
На СИМ и пешком
Вряд ли кто-то решится пересечь всю Москву на самокате или велосипеде, но такая возможность существует. Если этот «зелёный» маршрут вас вдохновит, то его можно разделить на более короткие поездки. Сам путь хорош не только своей экологичностью, но и природными красотами. Так, более половины маршрута пролегает через парки и скверы, а треть поездки проходит по набережным. Путешествие облегчает инфраструктура: четверть расстояния можно преодолеть по велодорожкам.
Вряд ли кто-то решится пересечь всю Москву на самокате или велосипеде, но такая возможность существует. Если этот «зелёный» маршрут вас вдохновит, то его можно разделить на более короткие поездки. Сам путь хорош не только своей экологичностью, но и природными красотами. Так, более половины маршрута пролегает через парки и скверы, а треть поездки проходит по набережным. Путешествие облегчает инфраструктура: четверть расстояния можно преодолеть по велодорожкам.
Стоимость поездки зависит от вида СИМ, длительности аренды и оператора.
Стоимость поездки зависит от вида СИМ, длительности аренды и оператора.
На карте указаны крайние точки проката велосипедов (станции Велобайка) на этом маршруте — МЦД «Лианозово» и «Москворечье».
Арендовать и возвращать самокаты проще, но конкретные условия зависят от операторов.
На карте указаны крайние точки проката велосипедов (станции Велобайка) на этом маршруте — МЦД «Лианозово» и «Москворечье».
Арендовать и возвращать самокаты проще, но конкретные условия зависят от операторов.
На пути встречаются лестницы и подземные пешеходные переходы. Кое-где есть пассажирские лифты, но иногда СИМ (≈20 кг) всё же придётся носить самостоятельно. Сервисы идут навстречу: например, кикшеринг Whoosh предлагает оставлять самокат у перехода и арендовать новый на другой стороне без доплаты.
На пути встречаются лестницы и подземные пешеходные переходы. Кое-где есть пассажирские лифты, но иногда СИМ (≈20 кг) всё же придётся носить самостоятельно. Сервисы идут навстречу: например, кикшеринг Whoosh предлагает оставлять самокат у перехода и арендовать новый на другой стороне без доплаты.
А что в других мегаполисах
А что в других мегаполисах
Если в Москве парки и велопоездки распределены по всему городу, то в Буэнос-Айресе большинство популярных веломаршрутов проходит по прогулочно-парковой зоне района Палермо. Чтобы вдохновить жителей использовать СИМ как транспорт, в городе сделали бесплатными в будни четыре поездки на прокатных велосипедах (до 30 минут каждая).
Если в Москве парки и велопоездки распределены по всему городу, то в Буэнос-Айресе большинство популярных веломаршрутов проходит по прогулочно-парковой зоне района Палермо. Чтобы вдохновить жителей использовать СИМ как транспорт, в городе сделали бесплатными в будни четыре поездки на прокатных велосипедах (до 30 минут каждая).
По-настоящему удобен для пешеходов и велосипедистов Париж. Столица Франции — это почти идеальное воплощение «15-минутного города», в котором все важные для жизни объекты, например школы и магазины, находятся в 15-минутной пешей доступности. Многие парижские улицы превращаются в пешеходные зоны с велоинфраструктурой, рядом со школами создаются пешеходные «детские» улицы, а там, где автомобильное движение сохраняется, максимальная скорость снижается до 30 км/ч.
По-настоящему удобен для пешеходов и велосипедистов Париж. Столица Франции — это почти идеальное воплощение «15-минутного города», в котором все важные для жизни объекты, например школы и магазины, находятся в 15-минутной пешей доступности. Многие парижские улицы превращаются в пешеходные зоны с велоинфраструктурой, рядом со школами создаются пешеходные «детские» улицы, а там, где автомобильное движение сохраняется, максимальная скорость снижается до 30 км/ч.
Если в Париже парковочные места для автомобилей всё чаще отдаются под новые велодорожки, то в Лос-Анджелесе это сделать труднее. В США действуют так называемые «парковочные минимумы» для автомобилей. Это обязательные требования к минимальному количеству парковочных мест у зданий. Точное число определяется в зависимости от объекта: например, для квартирных домов — по количеству жилых комнат, для церквей — по числу сидячих мест, а для бассейнов — по тысячам галлонов воды.
Если в Париже парковочные места для автомобилей всё чаще отдаются под новые велодорожки, то в Лос-Анджелесе это сделать труднее. В США действуют так называемые «парковочные минимумы» для автомобилей. Это обязательные требования к минимальному количеству парковочных мест у зданий. Точное число определяется в зависимости от объекта: например, для квартирных домов — по количеству жилых комнат, для церквей — по числу сидячих мест, а для бассейнов — по тысячам галлонов воды.
Площадь парковок в Лос-Анджелесе
превышает 500 км²
Площадь парковок в Лос-Анджелесе
превышает 500 км²
Из-за приоритетного положения автомобилей даже на уровне строительных норм альтернативные виды транспорта в крупных американских городах развиваются медленно. Тот же Лос-Анджелес занимает первое место в рейтинге мегаполисов по частоте использования личных автомобилей — у жителей может не быть удобной альтернативы.
Из-за приоритетного положения автомобилей даже на уровне строительных норм альтернативные виды транспорта в крупных американских городах развиваются медленно. Тот же Лос-Анджелес занимает первое место в рейтинге мегаполисов по частоте использования личных автомобилей — у жителей может не быть удобной альтернативы.
В Москве каждый год растёт парк прокатных самокатов и велосипедов, в городе прокладываются новые велополосы и велодорожки, а также создаются велопарковки. В результате популярность СИМ растёт.
В Москве каждый год растёт парк прокатных самокатов и велосипедов, в городе прокладываются новые велополосы и велодорожки, а также создаются велопарковки. В результате популярность СИМ растёт.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
На личной машине, каршеринге или такси
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
На личной машине, каршеринге или такси
На машине можно проехать как напрямую через центр, так и по МКАД. И хотя второй вариант длиннее, из-за отсутствия светофоров и самой высокой разрешённой скорости в городе (100 км/ч) этот путь нередко выходит быстрее. Однако у автомобильного маршрута есть и минус: в городе очень много машин
(более 3 млн выезжает на дороги ежедневно), а если ещё непогода и ДТП, то автопоездка может сильно затянуться.
На машине можно проехать как напрямую через центр, так и по МКАД. И хотя второй вариант длиннее, из-за отсутствия светофоров и самой высокой разрешённой скорости в городе (100 км/ч) этот путь нередко выходит быстрее. Однако у автомобильного маршрута есть и минус: в городе очень много машин (более 3 млн выезжает на дороги ежедневно), а если ещё непогода и ДТП, то автопоездка может сильно затянуться.
Стоимость поездки на каршеринге и такси зависит от оператора, класса автомобиля и времени в пути. Для личного транспорта мы считали траты на бензин при расходе топлива 10 л/100 км и цене бензина 50 ₽/л.
Стоимость поездки на каршеринге и такси зависит от оператора, класса автомобиля и времени в пути. Для личного транспорта мы считали траты на бензин при расходе топлива 10 л/100 км и цене бензина 50 ₽/л.
У Долгих прудов работают не все каршеринги, машины многих сервисов доступны только в пределах МКАД.
У Долгих прудов работают не все каршеринги, машины многих сервисов доступны только в пределах МКАД.
А что в других мегаполисах
А что в других мегаполисах
Лагос, столица Нигерии, перегружен частным общественным транспортом. В городе работает множество разных видов такси: как привычные для жителей России маршрутки, так и «окада» — мотоциклы с водителем и пассажирами. Причём последний вид транспорта очень популярен: бывшие фермеры часто переезжают в столицу, чтобы работать водителями. Засилье окад и маршруток сказывается на пробках. Например, 12 км по Третьему материковому мосту между островом Лагос и материком проезжаются за 15 минут, однако
из-за пробок поездка может занять до 4 часов.
Лагос, столица Нигерии, перегружен частным общественным транспортом. В городе работает множество разных видов такси: как привычные для жителей России маршрутки, так и «окада» — мотоциклы с водителем и пассажирами. Причём последний вид транспорта очень популярен: бывшие фермеры часто переезжают в столицу, чтобы работать водителями. Засилье окад и маршруток сказывается на пробках. Например, 12 км по Третьему материковому мосту между островом Лагос и материком проезжаются за 15 минут, однако из-за пробок поездка может занять до 4 часов.
Ситуация в городе начала улучшаться только после развития Скоростной автобусной транспортной системы (BRT), спонсируемой Всемирным банком. Городские автобусы не только помогли снизить загруженность дорог, но и стали экономичным и стабильным транспортом для горожан. Также в Лагосе появились новые частные стартапы, цель которых — предоставить жителям надёжный и безопасный транспорт.
Ситуация в городе начала улучшаться только после развития Скоростной автобусной транспортной системы (BRT), спонсируемой Всемирным банком. Городские автобусы не только помогли снизить загруженность дорог, но и стали экономичным и стабильным транспортом для горожан. Также в Лагосе появились новые частные стартапы, цель которых — предоставить жителям надёжный и безопасный транспорт.

Например, предприниматель Онека Акума решил основать сервис автобусных перевозок по требованию Treepz, когда на своём опыте убедился, насколько изнуряет отсутствие транспортной связности и предсказуемости

Например, предприниматель Онека Акума решил основать сервис автобусных перевозок по требованию Treepz, когда на своём опыте убедился, насколько изнуряет отсутствие транспортной связности и предсказуемости
Маршрут нигерийского предпринимателя по Лагосу
Поездка по столице Нигерии в 2019

В Лос-Анджелесе, где на личных машинах ездят практически постоянно, пробки — тоже частая проблема. Водители проводят в них более четырёх суток в год. В городе пытаются исправить ситуацию разными способами: прокладывают новые полосы HOV, по которым может ездить только транспорт с как минимум одним пассажиром, и вводят на некоторых дорогах «плату за перегрузку», когда стоимость проезда по трассе зависит от транспортной загруженности.
В Лос-Анджелесе, где на личных машинах ездят практически постоянно, пробки — тоже частая проблема. Водители проводят в них более четырёх суток в год. В городе пытаются исправить ситуацию разными способами: прокладывают новые полосы HOV, по которым может ездить только транспорт с как минимум одним пассажиром, и вводят на некоторых дорогах «плату за перегрузку», когда стоимость проезда по трассе зависит от транспортной загруженности.
В Москве такси встроено в городской транспортный комплекс. Хотя услуги предоставляют частные компании, все такси обязаны соответствовать общегородским требованиям. Автомобили проверяются на исправность, а водители сдают тест на знание правил дорожного движения.
В Москве такси встроено в городской транспортный комплекс. Хотя услуги предоставляют частные компании, все такси обязаны соответствовать общегородским требованиям. Автомобили проверяются на исправность, а водители сдают тест на знание правил дорожного движения.
В Новой Москве, где транспортная сеть пока менее развита, запустился сервис «По пути» — городской аналог маршрутного такси. Микроавтобусы бизнес-класса приезжают по требованию и довозят пассажира до нужной точки по стоимости обычного билета на автобус.
В Новой Москве, где транспортная сеть пока менее развита, запустился сервис «По пути» — городской аналог маршрутного такси. Микроавтобусы бизнес-класса приезжают по требованию и довозят пассажира до нужной точки по стоимости обычного билета на автобус.
А чтобы снизить загруженность дорог, в Москве делают удобнее общественный транспорт: например, выделяют для него отдельные полосы. С каждым годом их протяженность растёт. Так, если в 2019 общий километраж выделенных полос составлял 351 км, то в 2021 — уже 392 км.
А чтобы снизить загруженность дорог, в Москве делают удобнее общественный транспорт: например, выделяют для него отдельные полосы. С каждым годом их протяженность растёт. Так, если в 2019 общий километраж выделенных полос составлял 351 км, то в 2021 — уже 392 км.
ПРИВЫЧНЫЙ
На метро и автобусах
ПРИВЫЧНЫЙ
На метро и автобусах
Сомнительно, что москвичи будут специально ограничивать себя одним типом общественного транспорта. Скорее всего, люди совместят метро и автобусы: пока нельзя просто взять и доехать до другого конца города без пересадок. И хотя Серпуховско-Тимирязевская ветка как раз пролегает с севера на юг, сейчас по ней нельзя добраться до Бирюлёва. В будущем эта ситуация должна измениться: к 2027 году планируется запуск Бирюлёвской линии. Тогда неподалёку от остановки «Загорье» появится станция метро.
Сомнительно, что москвичи будут специально ограничивать себя одним типом общественного транспорта. Скорее всего, люди совместят метро и автобусы: пока нельзя просто взять и доехать до другого конца города без пересадок. И хотя Серпуховско-Тимирязевская ветка как раз пролегает с севера на юг, сейчас по ней нельзя добраться до Бирюлёва. В будущем эта ситуация должна измениться: к 2027 году планируется запуск Бирюлёвской линии. Тогда неподалёку от остановки «Загорье» появится станция метро.
Сумма зависит от скорости и удачи конкретного москвича: ему нужно успеть на второй автобус до истечения 90-минутного окошка бесплатных пересадок.
Сумма зависит от скорости и удачи конкретного москвича: ему нужно успеть на второй автобус
до истечения 90-минутного окошка бесплатных пересадок.
Поездка на автобусе 685 займёт около получаса, а следующий отрезок на метро — чуть больше 40 минут. Останется примерно 20 минут на эскалаторы, пешие переходы и ожидание автобуса 852 — можно успеть, но нужна доля везения.
Поездка на автобусе 685 займёт около получаса, а следующий отрезок на метро — чуть больше 40 минут. Останется примерно 20 минут на эскалаторы, пешие переходы и ожидание автобуса 852 — можно успеть, но нужна доля везения.
А что в других мегаполисах
А что в других мегаполисах
В азиатских городах, например Джакарте, существует пространственное неравенство: новые автобусные остановки и маршруты чаще появляются в богатых и развитых районах. Из-за этого страдает транспортная доступность, и путешествия через весь город затрудняются: если в Москве, Буэнос-Айресе и Лос-Анджелесе среднее время поездки в одну сторону занимает около 53−56 минут, то в Джакарте почти на двадцать минут больше — 71 минуту.
В азиатских городах, например Джакарте, существует пространственное неравенство: новые автобусные остановки и маршруты чаще появляются в богатых и развитых районах. Из-за этого страдает транспортная доступность, и путешествия через весь город затрудняются: если в Москве, Буэнос-Айресе и Лос-Анджелесе среднее время поездки в одну сторону занимает около 53−56 минут, то в Джакарте почти на двадцать минут больше — 71 минуту.
В Лос-Анджелесе всё наоборот. По данным ООН, от остановок общественного транспорта наиболее удалены жители с высоким доходом. Возможно, так они хотят спрятаться от городской суеты, но в этом есть и серьёзный минус. Хотя только у 6 % городских домохозяйств нет машины, если какой-то житель лишится личного транспорта, то покинуть район будет трудно.
В Лос-Анджелесе всё наоборот. По данным ООН, от остановок общественного транспорта наиболее удалены жители с высоким доходом. Возможно, так они хотят спрятаться от городской суеты, но в этом есть и серьёзный минус. Хотя только у 6 % городских домохозяйств нет машины, если какой-то житель лишится личного транспорта, то покинуть район будет трудно.

Например, дом Ким Кардашьян расположен в Большом Лос-Анджелесе в закрытой общине Хидден-Хилс. «По линейке» между её домом и Голливудом — около 30 км, однако на общественном транспорте поездка получится в два раза длиннее

Например, дом Ким Кардашьян расположен в Большом Лос-Анджелесе в закрытой общине Хидден-Хилс. «По линейке» между её домом и Голливудом — около 30 км, однако на общественном транспорте поездка получится в два раза длиннее
Маршрут из пригорода в центр Лос-Анджелеса
Дорога от дома Ким Кардашьян до Голливуда

В Москве центр города развит больше, чем периферия. Чтобы преодолеть пространственное неравенство, открываются новые станции метро, МЦД и Большой кольцевой линии, развивается водный транспорт, оптимизируются автобусные маршруты, проектируются новые трамвайные линии и строятся магистральные хорды для автомобилей.
В Москве центр города развит больше, чем периферия. Чтобы преодолеть пространственное неравенство, открываются новые станции метро, МЦД и Большой кольцевой линии, развивается водный транспорт, оптимизируются автобусные маршруты, проектируются новые трамвайные линии и строятся магистральные хорды для автомобилей.
Что мы узнали
Что мы узнали
Главное достоинство Москвы — разнообразие видов транспорта, которое позволяет найти подходящий вариант для конкретного направления. Благодаря этому жители могут довольно быстро передвигаться по городу, причём разными способами. Даже при выборе не самого эффективного маршрута реально пересечь всю Москву с севера на юг за 2−3 часа.
Главное достоинство Москвы — разнообразие видов транспорта, которое позволяет найти подходящий вариант для конкретного направления. Благодаря этому жители могут довольно быстро передвигаться по городу, причём разными способами. Даже при выборе не самого эффективного маршрута реально пересечь всю Москву с севера на юг за 2−3 часа.
Сравнение маршрутов
Сравнение маршрутов
Если сравнивать Москву с другими мегаполисами, её транспортная система не уступает большинству из них в связности. Согласно индексу ООН, московский показатель транспортной доступности — 86 %. Москва превосходит Милан (78 %) и Токио (74 %), но отстаёт от Парижа (98 %) и Стамбула (91 %).
Если сравнивать Москву с другими мегаполисами, её транспортная система не уступает большинству из них в связности. Согласно индексу ООН, московский показатель транспортной доступности — 86 %. Москва превосходит Милан (78 %) и Токио (74 %), но отстаёт от Парижа (98 %) и Стамбула (91 %).
Как и другие мегаполисы, Москва связана с пригородами электричками, которые встроены в систему метро. Это облегчает маятниковую трудовую миграцию. Чтобы справиться с общей проблемой крупных городов — пространственным неравенством, в Москве улучшается связанность центра с периферией и спальных районов между собой.
Как и другие мегаполисы, Москва связана с пригородами электричками, которые встроены в систему метро. Это облегчает маятниковую трудовую миграцию. Чтобы справиться с общей проблемой крупных городов — пространственным неравенством, в Москве улучшается связанность центра с периферией и спальных районов между собой.
У московской транспортной системы есть и особые черты. Так, в Москве такси — часть городского транспортного комплекса, что позволяет следить за легальностью и безопасностью этого транспорта.
У московской транспортной системы есть и особые черты. Так, в Москве такси — часть городского транспортного комплекса, что позволяет следить за легальностью и безопасностью этого транспорта.
Благодарим за материалы Alexandru Stoica, IconPark / ByteDance, Boxicons / Atisa, CartoDB и OpenStreetMap
Благодарим за материалы Alexandru Stoica, IconPark / ByteDance, Boxicons / Atisa, CartoDB и OpenStreetMap