В мире
нет общепринятого стандарта для определения очагов ДТП. Согласно
российскому законодательству, местом концентрации ДТП в населённых пунктах считается либо участок дороги в 200 метров, либо пересечение дорог, где за год случилось три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди. До этого очагом аварийности
считался участок в 400 метров, где за год случилось три и более ДТП с пострадавшими и материальным ущербом.
Для этой статьи мы разработали свою методологию, чтобы анализ получился детальнее. Например, между опасной остановкой «Детский сад» и сравнительно безопасной «Поликлиникой» — около 120 метров. Если бы мы придерживались критериев законодательства, то остановки попали бы в одну 200-метровую ячейку. А ведь у «Поликлиники» совсем другая ситуация: скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — в результате за три года не случилось ни одного ДТП с пешеходами.
Чтобы понять, почему вблизи некоторых остановок прекратились ДТП, мы попытались определить ключевые факторы, которые влияют на безопасность. Кроме обособленности, регулируемости и видимости, мы отметили такие меры контроля, как дорожные камеры и парконы. Первые снижают скорость водителей, а вторые улучшают видимость.
Согласно исследованиям, заметные для водителей дорожные камеры
могут снизить число ДТП на четверть. Из-за камер водители едут медленнее, а потому их шанс вовремя затормозить и избежать ДТП
повышается. Подобный эффект камеры
заметен в 200−500 м от неё, то есть рассчитанные нами аварийные буферы будут включать в себя этот фактор.
Учёные доказали, что парковка на обочине дороги
повышает риск ДТП с пешеходами почти в два раза. По ГОСТу видимость в городе
должна быть не менее 100 м. Парконы не дают водителям парковаться в неположенных местах, и благодаря этому видимость улучшается.