ОСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ
Какие факторы влияют на ДТП у трамвайных остановок
Остановки и установки
Посмотрели, почему случаются наезды на пешеходов у трамвайных остановок: составили карту аварийных точек, выделили факторы риска и критерии безопасности.
Посмотрели, почему случаются наезды на пешеходов у трамвайных остановок: составили карту аварийных точек, выделили факторы риска и критерии безопасности.
В статье расскажем:
В статье расскажем:
Как работали с данными
Мы использовали статистику ЦОДД по наездам на пешеходов — исследовали случаи с травмами и летальным исходом за период с января 2018 по апрель 2021. Период чуть более трёх лет был выбран специально: работы по благоустройству обычно начинаются только в мае, а в первом квартале 2021 по сути осталась инфраструктура лета-осени 2020.

Для анализа мы разработали свой метод определения аварийных точек. Вот как мы действовали:
  1. Построили вокруг трамвайных путей буфер с радиусом 25 метров.
  2. Нанесли ДТП на карту города и выбрали аварии внутри буфера.
  3. Создали буферы с радиусом 25 м вокруг мест столкновений.
  4. Объединили пересекающиеся буферы и получили точки с несколькими авариями.
  5. Подсчитали, сколько случаев приходится на групповые буферы. Самый крупный объединил 10 ДТП.
  6. Отфильтровали объединённые элементы: попробовали разные параметры, в итоге остановились на шести и более ДТП.
  7. Наконец, мы визуально перепроверили получившиеся аварийные точки. На этом этапе мы исключили нерелевантные данные, например с удалёнными от остановок авариями, и сократили число аварийных точек до семи.
  8. В завершение анализа мы посмотрели на карточки ДТП в аварийных точках: проанализировали причины происшествий, время и погодные условия, пол водителей и пешеходов, стаж водителей транспортных средств.

В протоколах ДТП обычно подсвечивается виновник происшествия — например, формулировка «Нарушение правил проезда пешеходного перехода» подразумевает вину водителя. Тем не менее, в рамках этой статьи мы не рассматриваем вину водителей или пешеходов. Мы стремимся понять, какой должна быть инфраструктура, чтобы даже у человека, по какой-то причине не полностью контролирующего окружающую обстановку, риски попасть в ДТП были сведены к минимуму.
В мире нет общепринятого стандарта для определения очагов ДТП. Согласно российскому законодательству, местом концентрации ДТП в населённых пунктах считается либо участок дороги в 200 метров, либо пересечение дорог, где за год случилось три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди. До этого очагом аварийности считался участок в 400 метров, где за год случилось три и более ДТП с пострадавшими и материальным ущербом.

Для этой статьи мы разработали свою методологию, чтобы анализ получился детальнее. Например, между опасной остановкой «Детский сад» и сравнительно безопасной «Поликлиникой» — около 120 метров. Если бы мы придерживались критериев законодательства, то остановки попали бы в одну 200-метровую ячейку. А ведь у «Поликлиники» совсем другая ситуация: скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — в результате за три года не случилось ни одного ДТП с пешеходами.

Чтобы понять, почему вблизи некоторых остановок прекратились ДТП, мы попытались определить ключевые факторы, которые влияют на безопасность. Кроме обособленности, регулируемости и видимости, мы отметили такие меры контроля, как дорожные камеры и парконы. Первые снижают скорость водителей, а вторые улучшают видимость.

Согласно исследованиям, заметные для водителей дорожные камеры могут снизить число ДТП на четверть. Из-за камер водители едут медленнее, а потому их шанс вовремя затормозить и избежать ДТП повышается. Подобный эффект камеры заметен в 200−500 м от неё, то есть рассчитанные нами аварийные буферы будут включать в себя этот фактор.

Учёные доказали, что парковка на обочине дороги повышает риск ДТП с пешеходами почти в два раза. По ГОСТу видимость в городе должна быть не менее 100 м. Парконы не дают водителям парковаться в неположенных местах, и благодаря этому видимость улучшается.
Мы думали и об иной методологии — делить пути на равные отрезки вдоль по трамвайным линиям. Однако точки, где рельсы расположены очень плотно — на перекрёстках, поворотах и у депо, — анализировать как ячейку удобнее.
  1. Наложили на карту квадратную сетку с ребром 400 м — на неё попадает несколько ДТП без захвата ближайших трамвайных путей.
  2. Пути с буфером 25 м обрезали по сетке и получили участки.
  3. Подсчитали число ДТП на каждом участке буфера.
  4. Отфильтровали те, где ДТП не было.
  5. Объединили соседние безопасные участки.
  6. Подсчитали площадь участков. Выбрали фрагменты с площадью более 10 000 кв. м — так мы очистили карту от «крошек», попавших в уголки сетки.
  7. Визуально перепроверили и скорректировали результаты.
Безопасные трамвайные остановки мы определили схожим образом: построили вокруг них буфер с радиусом в 25 метров и отфильтровали те, где не было ДТП с пешеходами. Безопасные участки мы устанавливали так:
Благодаря ручной проверке мы отказались от аварийной точки на Краснобогатырской улице: два ДТП относились скорее к 3-й улице Бухвостова, а другие пять наездов случились на пешеходном переходе через Краснобогатырскую улицу, это примерно в 200 м от ближайшей остановки
Мы готовим серию статей о ДТП и нарушениях ПДД в городе. В этом материале рассмотрели, как дорожная инфраструктура влияет на ДТП с пешеходами у трамвайных остановок. Для этого составили карту аварийных точек, изучили проблемные остановки, выделили факторы риска и критерии безопасности. В фокусе исследования — не аварии с непосредственным участием трамваев, а дорожно-транспортная инфраструктура вокруг остановок.
Мы готовим серию статей о ДТП и нарушениях ПДД в городе. В этом материале рассмотрели, как дорожная инфраструктура влияет на ДТП с пешеходами у трамвайных остановок. Для этого составили карту аварийных точек, изучили проблемные остановки, выделили факторы риска и критерии безопасности. В фокусе исследования — не аварии с непосредственным участием трамваев, а дорожно-транспортная инфраструктура вокруг остановок.
Около 3% ДТП с пешеходами происходят вблизи трамвайных остановок
Около 3% ДТП с пешеходами происходят вблизи трамвайных остановок
Анализировали инфраструктуру аварийных точек по следующим критериям:
Обособленность трамвайной остановки
  • приподнятые платформы
  • крытые остановки
  • пешеходные ограждения
  • оголённые рельсы
Контроль дорожного движения
  • дорожные камеры
  • парконы ЦОДД
Видимость трамвайной остановки
  • дорожные знаки и разметка
  • запрет остановки и стоянки автомобилей
Регулируемость пешеходного перехода
  • светофоры для автомобилей и пешеходов
Координация дорожного движения
  • «Умные» и вызывные светофоры
Ограничение скорости автомобилей
Анализировали инфраструктуру аварийных точек по следующим критериям:
Обособленность трамвайной остановки
  • приподнятые платформы
  • крытые остановки
  • пешеходные ограждения
  • оголённые рельсы
Контроль дорожного движения
  • дорожные камеры
  • парконы ЦОДД
Видимость трамвайной остановки
  • дорожные знаки и разметка
  • запрет остановки и стоянки автомобилей
Регулируемость пешеходного перехода
  • светофоры для автомобилей и пешеходов
Координация дорожного движения
  • «Умные» и вызывные светофоры
Ограничение скорости автомобилей
Самые опасные факторы — часы пик, темнота и температуры около нуля. Из неожиданного: 70% аварий происходят в хорошую погоду, когда в городе нет осадков и сохраняется неплохая видимость.
Самые опасные факторы — часы пик, темнота и температуры около нуля. Из неожиданного: 70% аварий происходят в хорошую погоду, когда в городе нет осадков и сохраняется неплохая видимость.
Исследуем январь 2018 – апрель 2021
Исследуем январь 2018 – апрель 2021
Посмотрим, как московские остановки защищают пассажиров от аварий в тёмное время суток и часы пик, а заодно попробуем понять, в чём причина частых аварий в хорошую погоду.
Посмотрим, как московские остановки защищают пассажиров от аварий в тёмное время суток и часы пик, а заодно попробуем понять, в чём причина частых аварий в хорошую погоду.
Как выглядят аварийные точки
Как выглядят
аварийные точки
Мы построили буферы вокруг каждого ДТП и выбрали области, где буферы пересекались, — значит, в этих местах случилось несколько аварий. Потом мы вручную проверили, какие аварии можно отнести к исследуемому типу, а какие не связаны с трамвайными путями. Так мы отсекли «лишние» ДТП и выбрали аварийные точки.
Мы построили буферы вокруг каждого ДТП и выбрали области, где буферы пересекались, — значит, в этих местах случилось несколько аварий. Потом мы вручную проверили, какие аварии можно отнести к исследуемому типу, а какие не связаны с трамвайными путями. Так мы отсекли «лишние» ДТП и выбрали аварийные точки.
Аварийными точками мы назвали остановки, где произошло шесть и более аварий за выбранный период. Всего таких точек — семь. Суммарно на них пострадали 50 пешеходов.
Аварийными точками мы назвали остановки, где произошло шесть и более аварий за выбранный период. Всего таких точек — семь. Суммарно на них пострадали 50 пешеходов.
За 2018−2021 остановки переоборудовали — мы не стали сравнивать их во время реорганизации, а оценили результаты. Так, мы изучили аварийность с мая 2020 по апрель 2021 и разделили точки на три группы:
За 2018−2021 остановки переоборудовали — мы не стали сравнивать их во время реорганизации, а оценили результаты. Так, мы изучили аварийность с мая 2020 по апрель 2021 и разделили точки на три группы:
  1. Аварий не было последний год.
  2. Аварий не было последние полгода.
  3. Аварии продолжались.
  1. Аварий не было последний год.
  2. Аварий не было последние полгода.
  3. Аварии продолжались.
В ЦАО нет ни одной аварийной точки
В ЦАО нет ни одной аварийной точки
Аварий не было последний год
Аварий не было последний год
Безаварийными стали «Малая Остроумовская улица» и «Футбольная школа „Чертаново“». Раньше «Малая Остроумовская» была антилидером: на ней случилось 10 наездов, последний — 2 апреля 2020.
Безаварийными стали «Малая Остроумовская улица» и «Футбольная школа „Чертаново“». Раньше «Малая Остроумовская» была антилидером: на ней случилось 10 наездов, последний — 2 апреля 2020.
Парконы ЦОДД фиксируют нарушения — это дополнительный контроль
Парконы ЦОДД фиксируют нарушения — это дополнительный контроль
Чем похожи остановки
Чем различаются
Регулируемость:
  • пешеходный переход со светофором.
Обособленность:
  • платформа на уровне 2−3 тротуаров (у «Школы» только в одном направлении);
  • пешеходные ограждения: на «Малой Остроумовской» — по всей длине путей, у «Школы» — только возле остановки, рельсы оголены и приподняты.
Видимость:
  • знаки «Остановка трамвая», а также по бокам от проезжей части и над ней — знаки «Пешеходный переход» и светофоры;
  • остановка автомобилей запрещена;
  • крытая остановка.
Контроль: на «Малой Остроумовской»:
  • парконы ЦОДД;
  • камера, активирующаяся при выезде на красный.
Скорость и координация у «Футбольной школы „Чертаново"»:
  • ограничение 20 км/ч;
  • вызывные светофоры.
На обеих остановках соблюдены четыре критерия безопасности. В дополнение к трём общим критериям на «Малой Остроумовской» есть ещё и контроль, а у «Школы» — ограничение скорости и координация
(умный светофор).
Чем похожи остановки
Регулируемость:
  • пешеходный переход со светофором.
Обособленность:
  • платформа на уровне 2−3 тротуаров (у «Школы» только в одном направлении);
  • пешеходные ограждения: на «Малой Остроумовской» — по всей длине путей, у «Школы» — только возле остановки, рельсы оголены и приподняты.
Видимость:
  • знаки «Остановка трамвая», а также по бокам от проезжей части и над ней — знаки «Пешеходный переход» и светофоры;
  • остановка автомобилей запрещена;
  • крытая остановка.
Чем различаются
Контроль: на «Малой Остроумовской»:
  • парконы ЦОДД;
  • камера, активирующаяся при выезде на красный.
Скорость и координация у «Футбольной школы „Чертаново"»:
  • ограничение 20 км/ч;
  • вызывные светофоры.
На обеих остановках соблюдены четыре критерия безопасности. В дополнение к трём общим критериям на «Малой Остроумовской» есть ещё и контроль, а у «Школы» — ограничение скорости и координация (умный светофор).
Аварий не было последние полгода
Аварий не было последние полгода
На остановках «Метро „Ленинский проспект"» у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» с ноября 2020 по апрель 2021 включительно не было происшествий.
На остановках «Метро „Ленинский проспект"» у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» с ноября 2020 по апрель 2021 включительно не было происшествий.
Две аварийные точки находятся у ТЦ, три — у образовательных учреждений
Две аварийные точки находятся у ТЦ, три — у образовательных учреждений
Чем похожи остановки
Чем различаются
Регулируемость: пешеходный переход со светофором*;
  • у «Гагаринского» она спорная. С одной стороны, зебра находится примерно в 60 метрах от остановки: чтобы правильно перейти, понадобится ≈3 минуты, а чтобы перебежать — ≈8 секунд. С другой — этот светофор недавно стал умным: когда трамвай подъезжает к остановке, пешеходам загорается зелёный сигнал.
*на «Проспекте Будённого» появился вызывной светофор с кнопкой в мае 2021 — координация.
Низкая обособленность:
у ТРЦ «Гагаринский»
  • вдоль дороги стоит заборчик, но сама остановка не обособлена;
  • пандус от «Гагаринского» спускается прямо к остановке — там улицу и перебегают;
  • пути — на одном уровне с проезжей частью.
на «Проспекте Будённого, 24»
  • пути приподняты, но пространство между рельсами закрыто плиткой — по ней удобно ездить машинам;
  • нет ограждений: если машину занесёт, то она может сбить пассажиров на остановке.
Плохая видимость:
  • знаки остановки — справа от движения, а сама остановка — слева;
  • на «Проспекте Будённого» у путей нет крытых остановок**;
  • у ТРЦ «Гагаринский» крытые остановки и знаки «Остановка трамвая» — поодаль на тротуаре. Чтобы сесть на трамвай, нужно перейти дорогу не по переходу.
**Крытая остановка на тротуаре — для автобусов
Контроль:
  • на обеих точках запрещена остановка машин, а у ТРЦ проезжают парконы ЦОДД.
Видимость:
  • на «Проспекте Будённого» чуть лучше: там — жёлтая зигзагообразная разметка и знаки остановки и перехода по обе стороны дороги. Запрет остановки также положительно влияет на видимость: когда нет припаркованных машин, лучше видно пешеходов.
Безопасные остановки отвечали четырём-пяти инфраструктурным критериям, остановки у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» — двум-трём.
Чем похожи остановки
Регулируемость: пешеходный переход со светофором.*
  • у «Гагаринского» она спорная. С одной стороны, зебра находится примерно в 60 метрах от остановки: чтобы правильно перейти, понадобится ≈3 минуты, а чтобы перебежать — ≈8 секунд. С другой — этот светофор недавно стал умным: когда трамвай подъезжает к остановке, пешеходам загорается зелёный сигнал.
*на «Проспекте Будённого» появился вызывной светофор с кнопкой в мае 2021 — координация.
Низкая обособленность:
у ТРЦ «Гагаринский»
  • вдоль дороги стоит заборчик, но сама остановка не обособлена;
  • пандус от «Гагаринского» спускается прямо к остановке — там улицу и перебегают;
  • пути — на одном уровне с проезжей частью.
на «Проспекте Будённого, 24»
  • пути приподняты, но пространство между рельсами закрыто плиткой — по ней удобно ездить машинам;
  • нет ограждений: если машину занесёт, то она может сбить пассажиров на остановке.
Плохая видимость:
  • знаки остановки — справа от движения, а сама остановка — слева;
  • на «Проспекте Будённого» у путей нет крытых остановок**;
  • у ТРЦ «Гагаринский» крытые остановки и знаки «Остановка трамвая» — поодаль на тротуаре. Чтобы сесть на трамвай, нужно перейти дорогу не по переходу.
**Крытая остановка на тротуаре — для автобусов
Чем различаются
Контроль: на обеих точках запрещена остановка машин, а у ТРЦ проезжают парконы ЦОДД.
Видимость на «Проспекте Будённого» чуть лучше: там — жёлтая зигзагообразная разметка и знаки остановки и перехода по обе стороны дороги. Запрет остановки также положительно влияет на видимость: когда нет припаркованных машин, лучше видно пешеходов.
Безопасные остановки отвечали четырём-пяти инфраструктурным критериям, остановки у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» — двум-трём.
Аварии продолжались
Аварии
продолжались
В трёх аварийных точках аварии случались в том числе в последние полгода исследуемого периода, с ноября 2020 по апрель 2021 включительно. Всего таких остановок три: «Верхний Чертановский пруд», «ОВД Чертаново Южное» (ранее — «Детский сад») по Чертановской улице и «Метро Семёновская» у одноимённого ТРЦ.
В трёх аварийных точках аварии случались в том числе в последние полгода исследуемого периода, с ноября 2020 по апрель 2021 включительно. Всего таких остановок три: «Верхний Чертановский пруд», «ОВД Чертаново Южное» (ранее — «Детский сад») по Чертановской улице и «Метро Семёновская» у одноимённого ТРЦ.
Возле «Детского сада» случилось шесть ДТП, одно — вне буфера. Мы включили этот участок в список аварийных точек, потому что там «удобно» перебегать с тротуара на газон и идти по траве до остановки.
Возле «Детского сада» случилось шесть ДТП, одно — вне буфера. Мы включили этот участок в список аварийных точек, потому что там «удобно» перебегать с тротуара на газон и идти по траве до остановки.
Чем похожи остановки
Чем различаются
Раньше не было регулируемости:
  • на Чертановской не стояли светофоры;
  • у «Семёновского» было недостаточно переходов, а зебра через островок безопасности была нерегулируемой.
В 2021 регулируемость наладилась: везде поставили светофоры. Возле «ОВД Чертаново Южное» и островка у ТРЦ они с кнопкой, а на перекрёстке у ТРЦ — умный. Появилась координация.
Аварийные точки на Чертановской отличают
Обособленность:
  • остановки приподняты на уровень тротуара и обнесены пешеходными ограждениями.
Видимость:
  • знак «Остановка трамвая» у путей и множество знаков «Пешеходный переход»;
  • крытые остановки.
Контроль:
  • нет парконов или знаков камер.
Что отличает аварийную точку у ТРЦ «Семёновский»
Нет обособленности: пути на уровне проезжей части без ограждений.
Хорошая, но не идеальная видимость:
  • бетонные конусы вдоль тротуара — защита от нелегальной парковки;
  • знак остановки и крытая остановка — по правую сторону движения, а сама остановка — по левую.
Контроль:
  • машины ЦОДД фиксируют нарушения.
18 января и 22 марта на Чертановской подрезали трамвай у разворота — случились ДТП
«Детский сад» расположен недалеко от разворота, «Семёновский» — от перекрёстка. Возле обеих остановок сложное движение.
Скорость:
  • у «Верхнего Чертановского пруда» ограничена по обеим сторонам движения;
  • у «ОВД Чертаново Южное» — только на одной стороне движения, где реже случались аварии;
  • у ТРЦ нет ограничения скорости.
На остановке «Поликлиника», соседней с «Детским садом», за три года не случилось ни одного ДТП с участием пешеходов: там скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — это регулируемость и координация.
Чем похожи остановки
Раньше не было регулируемости:
  • на Чертановской не стояли светофоры;
  • у «Семёновского» было недостаточно переходов, а зебра через островок безопасности была нерегулируемой.
В 2021 регулируемость наладилась: везде поставили светофоры. Возле «ОВД Чертаново Южное» и островка у ТРЦ они с кнопкой, а на перекрёстке у ТРЦ — умный. Появилась координация.
Аварийные точки на Чертановской отличают
Обособленность:
  • остановки приподняты на уровень тротуара и обнесены пешеходными ограждениями.
Видимость:
  • знак «Остановка трамвая» у путей и множество знаков «Пешеходный переход»;
  • крытые остановки.
Отсутствие контроля: нет парконов или знаков камер.
Что отличает аварийную точку у ТРЦ «Семёновский»
Нет обособленности: пути на уровне проезжей части без ограждений.
Хорошая, но не идеальная видимость:
  • бетонные конусы вдоль тротуара — защита от нелегальной парковки;
  • знак остановки и крытая остановка — по правую сторону движения, а сама остановка — по левую.
Контроль: машины ЦОДД фиксируют нарушения.
18 января и 22 марта на Чертановской подрезали трамвай у разворота — случились ДТП
Чем различаются
«Детский сад» расположен недалеко от разворота, «Семёновский» — от перекрёстка. Возле обеих остановок сложное движение.
Скорость:
  • у «Верхнего Чертановского пруда» ограничена по обеим сторонам движения;
  • у «ОВД Чертаново Южное» — только на одной стороне движения, где реже случались аварии;
  • у ТРЦ нет ограничения скорости.
На остановке «Поликлиника», соседней с «Детским садом», за три года не случилось ни одного ДТП с участием пешеходов: там скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — это регулируемость и координация.
Раньше все аварийные точки отличала только видимость, а остановки на Чертановской — ещё и обособленность. Теперь же на них появилась регулируемость. Скорее всего, аварии прекратятся, а положительный эффект закрепило бы ограничение скорости. В целом, ситуация осложняется близостью к разворотам и перекрёсткам.
Раньше все аварийные точки отличала только видимость, а остановки на Чертановской — ещё и обособленность. Теперь же на них появилась регулируемость. Скорее всего, аварии прекратятся, а положительный эффект закрепило бы ограничение скорости. В целом, ситуация осложняется близостью к разворотам и перекрёсткам.
В 67 % ДТП водители нарушили правила проезда пешеходного перехода. В 17 % ДТП пешеходы переходили дорогу в неположенном месте
В 67 % ДТП водители нарушили правила проезда пешеходного перехода. В 17 % ДТП пешеходы переходили дорогу в неположенном месте
Как на происшествия влияет авось
Как на происшест­вия влияет авось
70 % ДТП случились в хорошую погоду, половина из них — днём. Возможно, в подобных «идеальных» условиях водители и пешеходы расслабляются и полагаются на удачу: «Видимость хорошая, дорога сухая — авось обойдётся».

Наша задача — сделать такую инфраструктуру, чтобы переходов в неположенном месте или превышений разрешённой скорости не было.
70 % ДТП случились в хорошую погоду, половина из них — днём. Возможно, в подобных «идеальных» условиях водители и пешеходы расслабляются и полагаются на удачу: «Видимость хорошая, дорога сухая — авось обойдётся». Наша задача — сделать такую инфраструктуру, чтобы переходов в неположенном месте или превышений разрешённой скорости не было.
Китайские исследователи считают, что основная мотивация «авосеров» — удобство и экономия времени. А социальный психолог Стэнли Милгрэм предположил, что люди лучше замечают и охотнее перенимают непокорное поведение. К тому же на нарушителей влияет эффект толпы («все пошли, и я пойду»), который размывает самосознание.

Согласно труду «Социальная психология» Дэвида Майерса, «вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку». У толпы есть «раскрепощающий» эффект, «необъятность мегаполисов создает анонимность», а «коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и связь между поведением и установками».

Именно так работает «авось» у ТРЦ «Гагаринский»: на выходе много людей, а прямо у пандуса можно перебежать дорогу — это быстрее и удобнее, чем перейти по правилам.
Китайские исследователи считают, что основная мотивация «авосеров» — удобство и экономия времени. А социальный психолог Стэнли Милгрэм предположил, что люди лучше замечают и охотнее перенимают непокорное поведение. К тому же на нарушителей влияет эффект толпы («все пошли, и я пойду»), который размывает самосознание.

Согласно труду «Социальная психология» Дэвида Майерса, «вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку». У толпы есть «раскрепощающий» эффект, «необъятность мегаполисов создает анонимность», а «коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и связь между поведением и установками».

Именно так работает «авось» у ТРЦ «Гагаринский»: на выходе много людей, а прямо у пандуса можно перебежать дорогу — это быстрее и удобнее, чем перейти по правилам.
20 % респондентов китайского исследования нарушают правила, когда нет машин
20 % респондентов китайского исследования нарушают правила, когда нет машин
Москвичи могут полагаться на авось из-за отсутствия координации. Трамвай подъезжает к остановке, пока пешеходам горит красный, и уезжает до переключения на зелёный. Как тут ждать, когда трамвай так близко? Жительница Чертанова посетовала в районном паблике «ВКонтакте»: «Трамвай из-под носа уезжает, потому что ему зелёный, а ты ждёшь стоишь и смотришь ему вслед». Эту проблему решит умный светофор, он недавно появился в аварийных точках у торговых центров. Когда трамвай подъезжает, пешеходам загорается зелёный.
Москвичи могут полагаться на авось из-за отсутствия координации. Трамвай подъезжает к остановке, пока пешеходам горит красный, и уезжает до переключения на зелёный. Как тут ждать, когда трамвай так близко? Жительница Чертанова посетовала в районном паблике «ВКонтакте»: «Трамвай из-под носа уезжает, потому что ему зелёный, а ты ждёшь стоишь и смотришь ему вслед». Эту проблему решит умный светофор, он недавно появился в аварийных точках у торговых центров. Когда трамвай подъезжает, пешеходам загорается зелёный.
На «авось» влияет и общая атмосфера места. Например, пути у кладбищ — безаварийные участки. А ведь от ТРЦ «Гагаринский» до Донского кладбища — всего три остановки! Видимо, рядом с местом, навевающим тревожные ассоциации, рисковать не хочется.
На «авось» влияет и общая атмосфера места. Например, пути у кладбищ — безаварийные участки. А ведь от ТРЦ «Гагаринский» до Донского кладбища — всего три остановки! Видимо, рядом с местом, навевающим тревожные ассоциации, рисковать не хочется.
Бороться с «авосем» можно физически и психологически. К физическим мерам относится оптимизация инфраструктуры. К психологическим — социальная реклама, просветительские кампании и предупреждения в опасных точках. Эти предположения подтверждают американское и австралийское исследования, а также другие работы. На них ссылаемся в библиографии.
Бороться с «авосем» можно физически и психологически. К физическим мерам относится оптимизация инфраструктуры. К психологическим — социальная реклама, просветительские кампании и предупреждения в опасных точках. Эти предположения подтверждают американское и австралийское исследования, а также другие работы. На них ссылаемся в библиографии.
В изученных ДТП водители чаще оказывались мужчинами (81 %),
а пешеходы — женщинами (58 %)
В изученных ДТП водители чаще оказывались мужчинами (81 %), а пешеходы — женщинами (58 %)
Как выглядят образцовые остановки
Как выглядят образцовые остановки
Главные отличия ставших безопасными остановок мы выразили в формуле ОРВи: обособленность, регулируемость, видимость. Эти факторы по сути создают визуальные и физические препятствия для нарушителей: остановки спроектированы так, что нарушить и не захочется, и не получится (как не хочется схлопотать ОРВИ). В этом разделе собрали примеры инфраструктурных элементов, обеспечивающих «безопасную ОРВи».
Главные отличия ставших безопасными остановок мы выразили в формуле ОРВи: обособленность, регулируемость, видимость. Эти факторы по сути создают визуальные и физические препятствия для нарушителей: остановки спроектированы так, что нарушить и не захочется, и не получится (как не хочется схлопотать ОРВИ). В этом разделе собрали примеры инфраструктурных элементов, обеспечивающих «безопасную ОРВи».
Зелёному — зелёный
Зелёному — зелёный
Для чистоты эксперимента мы изучили точки, где не было аварий, — таких много в ЦАО. Мы проанализировали центральные остановки и выявили интересную закономерность: нередко безопасные участки путей, где за три года не случилось ни одного ДТП, пролегают через парки или вдоль зелёных массивов. Аллеи создают искусственное препятствие и обеспечивают обособленность остановок: вряд ли нарушители будут бежать по газону и перепрыгивать через заборчик, лишь бы успеть на трамвай.
Для чистоты эксперимента мы изучили точки, где не было аварий, — таких много в ЦАО. Мы проанализировали центральные остановки и выявили интересную закономерность: нередко безопасные участки путей, где за три года не случилось ни одного ДТП, пролегают через парки или вдоль зелёных массивов. Аллеи создают искусственное препятствие и обеспечивают обособленность остановок: вряд ли нарушители будут бежать по газону и перепрыгивать через заборчик, лишь бы успеть на трамвай.
Отрезки пути, где не было аварий
Отрезки пути, где не было аварий
В Китае вдоль дороги высаживают густые кусты, оставляя промежутки только перед зеброй, поэтому пешеходы переходят, где положено: иначе просто не пройти
В Китае вдоль дороги высаживают густые кусты, оставляя промежутки только перед зеброй, поэтому пешеходы переходят, где положено: иначе просто не пройти
Да будет светофор!
Да будет светофор!
Один из ключевых элементов безопасной трамвайной остановки — регулируемый пешеходный переход. Даже если водители не замечают трамвайную остановку, они вынуждены сбавить скорость и пропустить людей. К моменту написания статьи переходы во всех аварийных точках стали регулируемыми, а на двух из них — у торговых центров — есть умный светофор. Многие точки мы исследовали до этих нововведений.
Один из ключевых элементов безопасной трамвайной остановки — регулируемый пешеходный переход. Даже если водители не замечают трамвайную остановку, они вынуждены сбавить скорость и пропустить людей. К моменту написания статьи переходы во всех аварийных точках стали регулируемыми, а на двух из них — у торговых центров — есть умный светофор. Многие точки мы исследовали до этих нововведений.
Видите ли, водители?
Видите ли, водители?
Основная проблема — когда водитель едет параллельно трамвайным путям и не видит пешеходов. Платформы на остановках нужны именно для того, чтобы машины увидели людей и проехали только тогда, когда последний человек уйдёт с проезжей части. Вообще, главный принцип безопасного дорожного движения — это взаимовидимость. Чтобы заметить друг друга, нужно время, а его можно выиграть за счёт снижения скорости. Получается, что взаимовидимость — это совокупность критериев: обособленность и скорость её усиливают.
Основная проблема — когда водитель едет параллельно трамвайным путям и не видит пешеходов. Платформы на остановках нужны именно для того, чтобы машины увидели людей и проехали только тогда, когда последний человек уйдёт с проезжей части. Вообще, главный принцип безопасного дорожного движения — это взаимовидимость. Чтобы заметить друг друга, нужно время, а его можно выиграть за счёт снижения скорости. Получается, что взаимовидимость — это совокупность критериев: обособленность и скорость её усиливают.
В трети случаев в ДТП в аварийных точках попали начинающие водители со стажем до 5 лет. В четверти случаев стаж водителей насчитывал от 10 до 15 лет
В трети случаев в ДТП в аварийных точках попали начинающие водители со стажем до 5 лет. В четверти случаев стаж водителей насчитывал от 10 до 15 лет
От чего зависит безопасность на остановках
От чего зависит безопасность на остановках
Три ключевых принципа безопасности трамвайных остановок складываются в аббревиатуру ОРВи: обособленность, регулируемость и видимость. При этом сам по себе нерегулируемый перекрёсток может превратить остановку в аварийную точку. Пример — Чертановская улица. Дополнительные факторы — скорость, координация и контроль. Теперь, когда переходы во всех аварийных точках регулируются, возможно, аварии прекратятся, как и произошло на «Малой Остроумовской улице» и на остановке «Футбольная школа „Чертаново“».
Три ключевых принципа безопасности трамвайных остановок складываются в аббревиатуру ОРВИ: обособленность, регулируемость и видимость. При этом сам по себе нерегулируемый перекрёсток может превратить остановку в аварийную точку. Пример — Чертановская улица. Дополнительные факторы — скорость, координация и контроль. Теперь, когда переходы во всех аварийных точках регулируются, возможно, аварии прекратятся, как и произошло на «Малой Остроумовской улице» и на остановке «Футбольная школа „Чертаново“».
Чем благоустроеннее и чище — тем меньше аварий: где много зелени — мало ДТП. Вдоль парков, скверов, территорий кладбищ много безаварийных участков. Кусты также могут быть экологичной защитой от смельчаков-нарушителей, зелёным аналогом пешеходных ограждений.
Эффект толпы, час пик, темнота и температура около нуля повышают вероятность того, что произойдёт авария. А осадки почти не влияют: 70% ДТП случились, когда не было ни дождя, ни снега.
Другой фактор опасности — «авось», когда люди «на удачу» подрезают трамвай или перебегают дорогу. Это происходит из-за желания выиграть время и усиливается эффектом толпы. Пресечь это можно инфраструктурными решениями и коммуникационными кампаниями.
Чем благоустроеннее и чище — тем меньше аварий: где много зелени — мало ДТП. Вдоль парков, скверов, территорий кладбищ много безаварийных участков. Кусты также могут быть экологичной защитой от смельчаков-нарушителей, зелёным аналогом пешеходных ограждений.
Эффект толпы, час пик, темнота и температура около нуля повышают вероятность того, что произойдёт авария. А осадки почти не влияют: 70% ДТП случились, когда не было ни дождя, ни снега.
Другой фактор опасности — «авось», когда люди «на удачу» подрезают трамвай или перебегают дорогу. Это происходит из-за желания выиграть время и усиливается эффектом толпы. Пресечь это можно инфраструктурными решениями и коммуникационными кампаниями.
Чем благоустроеннее и чище — тем меньше аварий: где много зелени — мало ДТП. Вдоль парков, скверов, территорий кладбищ много безаварийных участков. Кусты также могут быть экологичной защитой от смельчаков-нарушителей, зелёным аналогом пешеходных ограждений.
Эффект толпы, час пик, темнота и температура около нуля повышают вероятность того, что произойдёт авария. А осадки почти не влияют: 70% ДТП случились, когда не было ни дождя, ни снега.
Другой фактор опасности — «авось», когда люди «на удачу» подрезают трамвай или перебегают дорогу. Это происходит из-за желания выиграть время и усиливается эффектом толпы. Пресечь это можно инфраструктурными решениями и коммуникационными кампаниями.
Что делает ЦОДД
Что делает ЦОДД
В 2022 году ЦОДД продолжает совершенствовать инфраструктуру с учётом выявленных факторов.
В 2022 году ЦОДД продолжает совершенствовать инфраструктуру с учётом выявленных факторов.
Мы развиваем регулируемость пешеходных переходов у трамвайных путей. Так, в январе мы установили новые светофоры на Краснобогатырской улице.
Мы развиваем регулируемость пешеходных переходов у трамвайных путей. Так, в январе мы установили новые светофоры на Краснобогатырской улице.
В феврале мы проложили регулируемый наземный переход между выходами из станции метро «Пролетарская» и обособленной трамвайной остановкой посреди проезжей части. Дорожное движение скоординировано системой «Умный перекрёсток».
В феврале мы проложили регулируемый наземный переход между выходами из станции метро «Пролетарская» и обособленной трамвайной остановкой посреди проезжей части. Дорожное движение скоординировано системой «Умный перекрёсток».
У «Пролетарской» всегда людно: торговый центр «Метромаркет» соседствует с жилыми домами. Раньше здесь был только подземный переход, и люди часто перебегали к остановкам на «авось». Светофор и зебра обеспечивают видимость тех, кто стремится к платформе. Долгожданный наземный переход москвичи оценили в том числе как шаг к безбарьерной городской среде: в подземном переходе не было лифтов.
У «Пролетарской» всегда людно: торговый центр «Метромаркет» соседствует с жилыми домами. Раньше здесь был только подземный переход, и люди часто перебегали к остановкам на «авось». Светофор и зебра обеспечивают видимость тех, кто стремится к платформе. Долгожданный наземный переход москвичи оценили в том числе как шаг к безбарьерной городской среде: в подземном переходе не было лифтов.
В ближайшем будущем светофор также появится на пересечении ул. Кржижановского и ул. Львова — здесь трамвайные пути часто переходят ученики школы № 199.
В ближайшем будущем светофор также появится на пересечении ул. Кржижановского и ул. Львова — здесь трамвайные пути часто переходят ученики школы № 199.
Другое направление работы — снижение предельно допустимой скорости у трамвайных путей: так, в ноябре 2021 года максимальная скорость на Бульварном кольце была снижена до 50 км/ч.
Другое направление работы — снижение предельно допустимой скорости у трамвайных путей: так, в ноябре 2021 года максимальная скорость на Бульварном кольце была снижена до 50 км/ч.
Так как ДТП часто случаются вблизи образовательных учреждений, большое внимание уделяется просветительской работе с детьми.
Так как ДТП часто случаются вблизи образовательных учреждений, большое внимание уделяется просветительской работе с детьми.
В школах проводятся уроки транспортной безопасности, чтобы дети знали, как вести себя на дорогах. Первого сентября, в рамках ежегодной акции «Снова в школу», вместе с ГИБДД мы раздаём школьникам световозвращающие браслеты. А первого июня, в День защиты детей, ЦОДД приглашает школьников на экскурсию в свой Ситуационный центр: хочется верить, что яркие впечатления от дорожно-транспортной «кухни» подспудно привьют детям осознанность на дорогах.
В школах проводятся уроки транспортной безопасности, чтобы дети знали, как вести себя на дорогах. Первого сентября, в рамках ежегодной акции «Снова в школу», вместе с ГИБДД мы раздаём школьникам световозвращающие браслеты. А первого июня, в День защиты детей, ЦОДД приглашает школьников на экскурсию в свой Ситуационный центр: хочется верить, что яркие впечатления от дорожно-транспортной «кухни» подспудно привьют детям осознанность на дорогах.
Совместно со «Смешариками» был запущен сайт «Азбука безопасности», где дети вместе с любимыми героями могут проверить знания принципов дорожной безопасности. Возле некоторых школ ездят парконы с Нюшей и Крошем — они напоминают детям, что играть возле дорог опасно, а также контролируют автомобильное движение.
Совместно со «Смешариками» был запущен сайт «Азбука безопасности», где дети вместе с любимыми героями могут проверить знания принципов дорожной безопасности. Возле некоторых школ ездят парконы с Нюшей и Крошем — они напоминают детям, что играть возле дорог опасно, а также контролируют автомобильное движение.
Перед началом зимних каникул на рубеже 2021 и 2022 года была проведена совместная акция с Макдоналдсом: QR-код на упаковке Хэппи Мила вёл к игровому тесту на знание правил дорожного движения. В награду можно было получить угощение на кассе всего за 1 ₽.
Перед началом зимних каникул на рубеже 2021 и 2022 года была проведена совместная акция с Макдоналдсом: QR-код на упаковке Хэппи Мила вёл к игровому тесту на знание правил дорожного движения. В награду можно было получить угощение на кассе всего за 1 ₽.
Озеленением придорожных территорий ЦОДД занимается вместе с другими городскими институциями. Например, улица Стромынка, где на пересечении с Малой Остроумовской раньше была аварийная точка, будет благоустроена и озеленена совместно с Комплексом городского хозяйства. Мы надеемся, что эти меры сделают ул. Стромынку и уютнее, и безопаснее. Завершение работ ожидается к открытию станции «Сокольники» Большой кольцевой линии.
Озеленением придорожных территорий ЦОДД занимается вместе с другими городскими институциями. Например, улица Стромынка, где на пересечении с Малой Остроумовской раньше была аварийная точка, будет благоустроена и озеленена совместно с Комплексом городского хозяйства. Мы надеемся, что эти меры сделают ул. Стромынку и уютнее, и безопаснее. Завершение работ ожидается к открытию станции «Сокольники» Большой кольцевой линии.

Кирилл Леденков
начальник отдела по работе в очагах аварийности в Центре организации дорожного движения
Что думает эксперт

Построенная в советские годы «старая» трамвайная сеть не отвечает современным реалиям. Мы замечаем это, когда рассматриваем ДТП с пострадавшими на остановочных пунктах. Такие случаи мы изучаем вместе со специальной Межведомственной рабочей группой, в которую входят ГКУ ЦОДД, префектуры административных округов, Департамент ЖКХ, ГИБДД и ГУП Мосгортранс.

Мы изучаем причины и условия ДТП и на основе этого вырабатываем первоочередные и долгосрочные меры.

В первую очередь:
  • меняем режим работы светофоров, чтобы пешеходам не приходилось ждать слишком долго;
  • корректируем разметку островка, на котором пассажиры ждут трамвай.

Долгосрочные меры — это:
  • «умные светофоры», которые переключаются на «зелёный» для пешеходов, когда трамвай подъезжает к остановке;
  • обособление трамвайных путей;
  • строительство приподнятых посадочных платформ.

Конечно, от русского «авось» никто не застрахован. Яркий тому пример — 70% ДТП в хорошую погоду, когда люди переоценивают себя или недостаточно внимательны. И тем не менее новая инфраструктура делает остановки безопаснее.
Что думает эксперт
Кирилл Леденков
начальник отдела по работе в очагах аварийности в Центре организации дорожного движения
Построенная в советские годы «старая» трамвайная сеть не отвечает современным реалиям. Мы замечаем это, когда рассматриваем ДТП с пострадавшими на остановочных пунктах. Такие случаи мы изучаем вместе со специальной Межведомственной рабочей группой, в которую входят ГКУ ЦОДД, префектуры административных округов, Департамент ЖКХ, ГИБДД и ГУП Мосгортранс.

Мы изучаем причины и условия ДТП и на основе этого вырабатываем первоочередные и долгосрочные меры.

В первую очередь:
  • меняем режим работы светофоров, чтобы пешеходам не приходилось ждать слишком долго;
  • корректируем разметку островка, на котором пассажиры ждут трамвай.

Долгосрочные меры — это:
  • «умные светофоры», которые переключаются на «зелёный» для пешеходов, когда трамвай подъезжает к остановке;
  • обособление трамвайных путей;
  • строительство приподнятых посадочных платформ.

Конечно, от русского «авось» никто не застрахован. Яркий тому пример — 70% ДТП в хорошую погоду, когда люди переоценивают себя или недостаточно внимательны. И тем не менее новая инфраструктура делает остановки безопаснее.
На какие источники опирались
+
Мы ссылались на малую часть изученных источников (иначе статья получалась слишком обширной), но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания. Ко всем ресурсам добавили ссылки и иконки, обозначающие тип материала:
Исследования о ДТП с трамваями
Наши наблюдения о факторах аварийности и безопасности мы сопоставляли с заключениями из этих статей и документов.
Мы читали, использовали и советуем почитать:
Мы ознакомились и что-то использовали в статье — можно почитать, но для знакомства с темой достаточно источников из предыдущего блока:
Точка зрения водителей трамваев
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Авось на дорогах в исследованиях: в чём его причины и как с ним бороться
Статьи показали, что авось на дорогах — реален и интернационален, а также помогли определить причины такого поведения и способы с ним бороться.
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Обсуждения жителей в соцсетях
Слова жителей подтвердили наше предположение, что видимость и регулируемость — это ключевые факторы безопасности трамвайных остановок. Красочное описание принципа координации мы тоже взяли из комментариев к посту в районном паблике Чертанова. Также мы выяснили, что местные пешеходы действительно считали выбранные нами остановки опасными, а новость об установке светофоров восприняли
с радостью.
Посты в российских телеграм-каналах о транспорте и урбанистике
Посты блогеров и городских служб помогли нам вникнуть в контекст актуальной трамвайной дискуссии и в районную специфику, подтвердили предположения про «авось». Как и мы, блогеры уверены, что зеленые насаждения могут служить отличным аналогом металлических ограждений (п. 14), а для поддержания безопасности необходимо ограничение скорости. Сообщения заряжают верой в трамвай как в удобный вид транспорта с большим потенциалом.
Публикации в СМИ и дополнительные материалы
a. Сокольники — паблики «ВАО», «Соколиная гора | Преображенское | Богородское online» и «Соколинка | Соколиная гора»:
b. Чертаново — паблики «ЧЕРТАНОВО», «Чертаново» и «На Варшавке. Чертаново Центральное»:
Благодарим за материалы «ПК Транспортные системы», macrovector / Freepik, Alexandru Stoica, CartoDB и OpenStreetMap
«Так нельзя рассуждать, мол, этот участок безопасен, а этот — нет. Нет-нет… Как только мы начнём так мыслить, считай, быть беде. Для нас, водителей трамвая, каждый участок пути небезопасен. Необходимо думать вот так. Иначе ты врежешься в кого-то».
Больше всего нас впечатлила цитата 59-летнего водителя из Мельбурна с 26-летним опытом вождения (п. 2). На вопрос, есть ли в городе безопасные участки путей, он ответил:
Эти исследования позволяют увидеть дорогу глазами водителя трамвая, оценить удобства и риски по ту сторону контроллера.
Правила дорожного движения и инфраструктура
Мы ссылались на малую часть изученных источников, (иначе статья получалась слишком обширной) но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания
Российские онлайн-издания помогли восстановить архивную картину аварий в аварийных точках, а китайское СМИ предоставило наглядный пример, как кусты используют в роли пешеходных ограждений.
  1. «В Москве джип снес людей на остановке, пострадали две женщины». НТВ, 10.07.2015.
  2. «В Москве Hummer сбил двух женщин на трамвайной остановке». ТВЦ, 10.07.2015.
  3. «В Сети горячо обсуждают новую социальную рекламу от ЦОДД». Москва24, 16.01.2020.
  4. Китай: «Z-образные переходы с кустами в роли пешеходных ограждений». XHBY.net, 10.04.2021.
  5. «На Стромынке произошло крупное ДТП». Москва24, 17.03.2021.
  6. «На улицах ВАО появились новые светофоры и дорожные камеры». БеzФормата, 06.05.2021.
  7. «На Чертановской улице ставят ограждение». MR7.ru, 10.10.2008.
  8. «Перейти Уральскую стало легче». Восточный округ, 04.05.2021.
  9. «Последствия ДТП с участием трамвая и кроссовера на юге Москвы — фото, видео». Агентство городских новостей «Москва», 15.08.2021.
  10. «Приоритет общественного транспорта за счёт вмонтированных в трамвайную плитку индуктивных петлевых детекторов». СпецДорПроект, YouTube, 13.09.2019.
  11. Таблица «Скорость движения пешеходов км/ч (по данным Ленинградского НИЛСЭ. 1966 г.)». Dtp-profi.ru.
  12. «Эвакуация автомобиля каршеринга после ДТП на улице Вавилова». Мобильный репортёр, 02.06.2021.
видео;
дорожные схемы;
фотографии;
цитаты;
плакаты и комиксы;
другие схемы и иллюстрации.
  1. Европейское Сообщество о сотрудничестве в области науки и технологий (COST). Эксплуатация и безопасность трамвайных путей в общественных местах. Евросоюз. 2015.
  2. Лондонская Ассамблея. Безопасность трамваев и автобусов в Лондоне. Лондон, Великобритания. 2020.
  3. Castanier C., Paran F., Delhomme P. Риск столкнуться с трамваем: восприятие пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Франция. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2012.
  4. Kahlouche A., Chaib R. Анализ безопасности трамваев на примере Алжира. Константина, Алжир. Procedia Engineering, 2017.
i. На Проспекте Будённого, 24, запустили светофор: 05.03.2021, 15.04.2021, 06.05.2021.
ii. Где в ВАО изменят движение и включат новые светофоры? 18.08.2020.
i. ДТП на Чертановской улице возле отдела полиции по Центральному Чертаново. Водитель автомобиля не заметил приближающийся трамвай. 18.01.2021.
ii. На Чертановской улице авария возле Сумского проезда. Водитель такси не заметил приближающийся трамвай. 22.03.2021.
iii. На Чертановской улице возле остановки «Детский сад» устанавливают светофор. 14.05.2021, 21.05.2021.
iv. На Чертановской улице возле остановки «Футбольная школа Чертаново» установили светофоры вместо лежачих полицейских. 23.12.2020.
v. На Чертановской улице около трамвайной остановки «Центр творчества» («Верхний Чертановский пруд») поставили новые светофоры. 04.10.2020, 16.10.2020.
  1. Bauer M., Richter M., Weiß H. Имитационная модель функционирования трамвайных маршрутов. Краков, Польша. Материалы XVIII International Conference on the Application of Computer Science and Mathematics in Architecture and Civil Engineering, 2009.
  2. Congiu T., Sotgiu G., Castiglia P., Azara A., Piana A., Saderi L., Dettori M. Особенности городской среды и ДТП с пешеходами: итальянское ретроспективное исследование. Сассари, Италия. Sustainability, 2019.
  3. Currie G., Tivendale K., Scott R. Анализ и смягчение проблем безопасности на обочинных трамвайных остановках. Мельбурн, Австралия. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  4. Elvik R., Vaa T., Hoye A., Sorensen M. Руководство по мерам для обеспечения безопасности дорожного движения. Норвегия. Emerald Publishing, 2009.
  5. Guerrieri M. Трамвайные пути в городах: обзор безопасности на перекрёстках. Италия. Urban Rail Transit, 2018.
  6. Kruszyna M., Rychlewski J. Влияние подъезжающего трамвая на поведение пешеходов на регулируемых перекрёстках в Польше. Врослав и Познань, Польша. Accident Analysis & Prevention, 2013.
  7. Li H., Graham D. J., Majumdar A. Влияние камер контроля скорости на ДТП: применение методов сопоставления на основе мер склонности. Лондон, Великобритания. Accident Analysis & Prevention, 2013.
  8. Maitre E. Проблемы безопасности и трудности в использовании общественных пространств с современной трамвайной инфраструктурой: пример Марселя. Марсель, Франция. 8th Young Researchers' Seminar 2017, 2017.
  9. Marti C. M., Kupferschmid J., Schwertner M., Nash A., Weidmann U. Безопасность трамваев в условиях смешанного транспортного потока: передовой опыт Швейцарии. Швейцария. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2016.
  10. Naznin F., Currie G., Logan D., Sarvi M. Влияние платформ на трамвайных остановках на безопасность пешеходов в условиях смешанного транспортного потока: исследование путём сопоставления групп «до» и «после» аварии. Мельбурн, Австралия. Accident Analysis & Prevention, 2016.
  11. Olszewski P., Osińska B., Zielińska A. Безопасность пешеходов у светофоров в Варшаве. Варшава, Польша. Transportation Research Procedia, 2016.
  12. Tay R. Повышают ли камеры контроля скорости безопасность дорожного движения? Материалы II международной конференции Traffic and Transportation Studies, 2000.
  13. Zacharias J. Вклад трамвайных путей в жизненную активность пешеходных пространств. Гонконг, Китай. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment, 2020.
  1. Березович Е. Л. Еще раз о русском «авось». Ономастика и диалектная лексика, 2004.
  2. ИЦ «Безопасный транспорт». Внутреннее исследование «Оценка работы ЦОДД, портрет нарушителя». Москва, Россия. Октябрь 2021.
  3. «Почему „jaywalking“ (пересечение дороги неположенным образом) так называется». Merriam-Webster.
  4. Choi J., Kim S., Kim S., Hong H., Baik S. Столкновения с пешеходами при пересечении дороги неположенным образом: допустимо ли упускать проблему из виду? Сеул, Южная Корея. Материалы XVI международной конференции Road safety on four continents, 2013.
  5. Dommes A., Granié M.-A., Cloutier M.-S., Coquelet C., Huguenin-Richard F. Пересечение дороги на красный сигнал светофора среди взрослых пешеходов и другие, важные для безопасности, поведенческие модели на регулируемых перекрёстках. Лиль, Франция. Accident Analysis & Prevention, 2015.
  6. Holland C., Hill R. Гендерные различия в факторах, предсказывающих решение пересечь дорогу небезопасным образом среди взрослых пешеходов на протяжении жизни: исследование методом моделирования. Бирмингем, Великобритания. Accident Analysis & Prevention, 2010.
  7. Jason L. A., Liotta R. Как пешеходы пересекают дорогу неположенным образом, когда инфраструктура помогает быстрому прохождению перекрёстка и когда, наоборот, тормозит движение. Чикаго, США. Journal of Applied Behavior Analysis, 1982.
  8. Milgram S. Раскрепощающие эффекты группового давления. США. Journal of Personality and Social Psychology, 1965.
  9. Mullen B., Copper C., Driskell J. E. Пересечение дороги неположенным образом как функция модели поведения. США. Personality and Social Psychology Bulletin, 1990.
  10. Norton P. D. Соперники по улице: Пересечение дороги неположенным образом и изобретение улицы в эпоху двигателей. США. Technology and Culture, 2007.
  11. Ren G., Zhou Zh., Wang W., Zhang Y., Wang W. Как пешеходы пересекают дорогу на регулируемых перекрёстках: исследование методами наблюдения и опроса в Китае. Китай. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  12. Shiwakoti N., Tay R., Stasinopoulos P. Разработка, тестирование и оценивание плаката о дорожной безопасности, нацеленного на сокращение доли пешеходов, пересекающих перекрёстки неположенным образом. Мельбурн, Австралия. Cognition, Technology & Work, 2020.
  13. Teanby D. N., Gorman D. F., Boot D. A. ДТП с пешеходами в Мерсисайде: доводы в пользу криминализации пересечения дороги неположенным образом. Мерсисайд, Великобритания. International Journal of the Care of the Injured, 1993.
  1. Василий и трамвайчики.
  2. Город для людей: Новая остановка с венской платформой появилась в Ульяновске. 20.09.2021.
  3. Городское хозяйство Москвы: Стромынку благоустроят. 23.07.2021.
  4. грубо говоря: В Щукино в час пик проезжают более 60 трамваев в час. 30.09.2020.
  5. Дептранс Москвы: Максим Ликсутов о московском трамвае. 08.04.2021.
  6. Дептранс Москвы: На Стромынке мини-купер въезжает в автобусную остановку со скоростью 73 км/ч. 17.03.2021.
  7. Его Татрейшество: Волгоградцы наглядно показывают, сколько машин нужно, чтобы перевезти пассажиров одного трамвая. 06.01.2021.
  8. Канал Алексея Радченко: Динамические остановки по запросу трамвая. 13.05.2021.
  9. Канал Алексея Радченко: Приоритетный проезд трамваев на Чертановской и проект платформы на трамвайной остановке. 11.03.2019.
  10. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Если людям удобнее перебежать до остановки, они перебегут — на Чертановской это особенно заметно. 28.01.2020.
  11. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): На Чертановской улице местами запустили приоритет трамвая на светофорах. 10.04.2019.
  12. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Трамвай — удобный и комфортный транспорт в любую погоду, в т. ч. на Чертановской. Главное — чтобы были платформы на остановках и адаптивные светофоры. 29.12.2020.
  13. Приоритет для ОТ в городах: Новый знак движения по полосам при одной полосе движения + трамвайные пути на Щербаковской улице. 16.04.2018.
  14. Синие Ведерки: Как выглядело бы Садовое кольцо с зелёным разделительным барьером из приподнятого газона и деревьев. 09.06.2020.
  15. Сокольническая закрыта: Трамваи стоят в пробке при короткой зелёной фазе светофора. 19.02.2019.
  16. СпецДорПроект: Адаптивный светофор на ул. Красноказарменной загорается, когда трамвай подъезжает к остановке. 19.01.2021.
  17. Транспорт и депрессия: Как же прекрасна Стромынка без машин! 20.02.2019.
  18. AntRoadPlanner: Живые изгороди — не панацея. 16.12.2021.
На какие источники опирались
+
Мы ссылались на малую часть изученных источников (иначе статья получалась слишком обширной), но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания. Ко всем ресурсам добавили ссылки и иконки, обозначающие тип материала:
Исследования о ДТП с трамваями
Наши наблюдения о факторах аварийности и безопасности мы сопоставляли с заключениями из этих статей и документов.
Мы читали, использовали и советуем почитать:
Мы ознакомились и что-то использовали в статье — можно почитать, но для знакомства с темой достаточно источников из предыдущего блока:
Точка зрения водителей трамваев
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Авось на дорогах в исследованиях: в чём его причины и как с ним бороться
Статьи показали, что авось на дорогах — реален и интернационален, а также помогли определить причины такого поведения и способы с ним бороться.
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Обсуждения жителей в соцсетях
Слова жителей подтвердили наше предположение, что видимость и регулируемость — это ключевые факторы безопасности трамвайных остановок. Красочное описание принципа координации мы тоже взяли из комментариев к посту в районном паблике Чертанова. Также мы выяснили, что местные пешеходы действительно считали выбранные нами остановки опасными, а новость об установке светофоров восприняли
с радостью.
Посты в российских телеграм-каналах о транспорте и урбанистике
Посты блогеров и городских служб помогли нам вникнуть в контекст актуальной трамвайной дискуссии и в районную специфику, подтвердили предположения про «авось». Как и мы, блогеры уверены, что зеленые насаждения могут служить отличным аналогом металлических ограждений (п. 14), а для поддержания безопасности необходимо ограничение скорости. Сообщения заряжают верой в трамвай как в удобный вид транспорта с большим потенциалом.
Публикации в СМИ и дополнительные материалы
Российские онлайн-издания помогли восстановить архивную картину аварий в аварийных точках, а китайское СМИ предоставило наглядный пример, как кусты используются в роли пешеходных ограждений.
a. Сокольники — паблики «ВАО», «Соколиная гора | Преображенское | Богородское online» и «Соколинка | Соколиная гора»:
b. Чертаново — паблики «ЧЕРТАНОВО», «Чертаново» и «На Варшавке. Чертаново Центральное»:
Благодарим за материалы
«ПК Транспортные системы»,
macrovector / Freepik, Alexandru Stoica, CartoDB и OpenStreetMap
  1. Bauer M., Richter M., Weiß H. Имитационная модель функционирования трамвайных маршрутов. Краков, Польша. Материалы XVIII International Conference on the Application of Computer Science and Mathematics in Architecture and Civil Engineering, 2009.
  2. Congiu T., Sotgiu G., Castiglia P., Azara A., Piana A., Saderi L., Dettori M. Особенности городской среды и ДТП с пешеходами: итальянское ретроспективное исследование. Сассари, Италия. Sustainability, 2019.
  3. Currie G., Tivendale K., Scott R. Анализ и смягчение проблем безопасности на обочинных трамвайных остановках. Мельбурн, Австралия. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  4. Elvik R., Vaa T., Hoye A., Sorensen M. Руководство по мерам для обеспечения безопасности дорожного движения. Норвегия. Emerald Publishing, 2009.
  5. Guerrieri M. Трамвайные пути в городах: обзор безопасности на перекрёстках. Италия. Urban Rail Transit, 2018.
  6. Kruszyna M., Rychlewski J. Влияние подъезжающего трамвая на поведение пешеходов на регулируемых перекрёстках в Польше. Врослав и Познань, Польша. Accident Analysis & Prevention, 2013.
  7. Li H., Graham D. J., Majumdar A. Влияние камер контроля скорости на ДТП: применение методов сопоставления на основе мер склонности. Лондон, Великобритания. Accident Analysis & Prevention, 2013.
  8. Maitre E. Проблемы безопасности и трудности в использовании общественных пространств с современной трамвайной инфраструктурой: пример Марселя. Марсель, Франция. 8th Young Researchers' Seminar 2017, 2017.
  9. Marti C. M., Kupferschmid J., Schwertner M., Nash A., Weidmann U. Безопасность трамваев в условиях смешанного транспортного потока: передовой опыт Швейцарии. Швейцария. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2016.
  10. Naznin F., Currie G., Logan D., Sarvi M. Влияние платформ на трамвайных остановках на безопасность пешеходов в условиях смешанного транспортного потока: исследование путём сопоставления групп «до» и «после» аварии. Мельбурн, Австралия. Accident Analysis & Prevention, 2016.
  11. Olszewski P., Osińska B., Zielińska A. Безопасность пешеходов у светофоров в Варшаве. Варшава, Польша. Transportation Research Procedia, 2016.
  12. Tay R. Повышают ли камеры контроля скорости безопасность дорожного движения? Материалы II международной конференции Traffic and Transportation Studies, 2000.
  13. Zacharias J. Вклад трамвайных путей в жизненную активность пешеходных пространств. Гонконг, Китай. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment, 2020.
«Так нельзя рассуждать, мол, этот участок безопасен, а этот — нет. Нет-нет… Как только мы начнём так мыслить, считай, быть беде. Для нас, водителей трамвая, каждый участок пути небезопасен. Необходимо думать вот так. Иначе ты врежешься в кого-то».
Больше всего нас впечатлила цитата 59-летнего водителя из Мельбурна с 26-летним опытом вождения (п. 2). На вопрос, есть ли в городе безопасные участки путей, он ответил:
Эти исследования позволяют увидеть дорогу глазами водителя трамвая, оценить удобства и риски по ту сторону контроллера.
  1. Березович Е. Л. Еще раз о русском «авось». Ономастика и диалектная лексика, 2004.
  2. ИЦ «Безопасный транспорт». Внутреннее исследование «Оценка работы ЦОДД, портрет нарушителя». Москва, Россия. Октябрь 2021.
  3. «Почему „jaywalking“ (пересечение дороги неположенным образом) так называется». Merriam-Webster.
  4. Choi J., Kim S., Kim S., Hong H., Baik S. Столкновения с пешеходами при пересечении дороги неположенным образом: допустимо ли упускать проблему из виду? Сеул, Южная Корея. Материалы XVI международной конференции Road safety on four continents, 2013.
  5. Dommes A., Granié M.-A., Cloutier M.-S., Coquelet C., Huguenin-Richard F. Пересечение дороги на красный сигнал светофора среди взрослых пешеходов и другие, важные для безопасности, поведенческие модели на регулируемых перекрёстках. Лиль, Франция. Accident Analysis & Prevention, 2015.
  6. Holland C., Hill R. Гендерные различия в факторах, предсказывающих решение пересечь дорогу небезопасным образом среди взрослых пешеходов на протяжении жизни: исследование методом моделирования. Бирмингем, Великобритания. Accident Analysis & Prevention, 2010.
  7. Jason L. A., Liotta R. Как пешеходы пересекают дорогу неположенным образом, когда инфраструктура помогает быстрому прохождению перекрёстка и когда, наоборот, тормозит движение. Чикаго, США. Journal of Applied Behavior Analysis, 1982.
  8. Milgram S. Раскрепощающие эффекты группового давления. США. Journal of Personality and Social Psychology, 1965.
  9. Mullen B., Copper C., Driskell J. E. Пересечение дороги неположенным образом как функция модели поведения. США. Personality and Social Psychology Bulletin, 1990.
  10. Norton P. D. Соперники по улице: Пересечение дороги неположенным образом и изобретение улицы в эпоху двигателей. США. Technology and Culture, 2007.
  11. Ren G., Zhou Zh., Wang W., Zhang Y., Wang W. Как пешеходы пересекают дорогу на регулируемых перекрёстках: исследование методами наблюдения и опроса в Китае. Китай. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  12. Shiwakoti N., Tay R., Stasinopoulos P. Разработка, тестирование и оценивание плаката о дорожной безопасности, нацеленного на сокращение доли пешеходов, пересекающих перекрёстки неположенным образом. Мельбурн, Австралия. Cognition, Technology & Work, 2020.
  13. Teanby D. N., Gorman D. F., Boot D. A. ДТП с пешеходами в Мерсисайде: доводы в пользу криминализации пересечения дороги неположенным образом. Мерсисайд, Великобритания. International Journal of the Care of the Injured, 1993.
  1. Василий и трамвайчики.
  2. Город для людей: Новая остановка с венской платформой появилась в Ульяновске. 20.09.2021.
  3. Городское хозяйство Москвы: Стромынку благоустроят. 23.07.2021.
  4. грубо говоря: В Щукино в час пик проезжают более 60 трамваев в час. 30.09.2020.
  5. Дептранс Москвы: Максим Ликсутов о московском трамвае. 08.04.2021.
  6. Дептранс Москвы: На Стромынке мини-купер въезжает в автобусную остановку со скоростью 73 км/ч. 17.03.2021.
  7. Его Татрейшество: Волгоградцы наглядно показывают, сколько машин нужно, чтобы перевезти пассажиров одного трамвая. 06.01.2021.
  8. Канал Алексея Радченко: Динамические остановки по запросу трамвая. 13.05.2021.
  9. Канал Алексея Радченко: Приоритетный проезд трамваев на Чертановской и проект платформы на трамвайной остановке. 11.03.2019.
  10. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Если людям удобнее перебежать до остановки, они перебегут — на Чертановской это особенно заметно. 28.01.2020.
  11. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): На Чертановской улице местами запустили приоритет трамвая на светофорах. 10.04.2019.
  12. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Трамвай — удобный и комфортный транспорт в любую погоду, в т. ч. на Чертановской. Главное — чтобы были платформы на остановках и адаптивные светофоры. 29.12.2020.
  13. Приоритет для ОТ в городах: Новый знак движения по полосам при одной полосе движения + трамвайные пути на Щербаковской улице. 16.04.2018.
  14. Синие Ведерки: Как выглядело бы Садовое кольцо с зелёным разделительным барьером из приподнятого газона и деревьев. 09.06.2020.
  15. Сокольническая закрыта: Трамваи стоят в пробке при короткой зелёной фазе светофора. 19.02.2019.
  16. СпецДорПроект: Адаптивный светофор на ул. Красноказарменной загорается, когда трамвай подъезжает к остановке. 19.01.2021.
  17. Транспорт и депрессия: Как же прекрасна Стромынка без машин! 20.02.2019.
  18. AntRoadPlanner: Живые изгороди — не панацея. 16.12.2021.
Правила дорожного движения и инфраструктура
Мы ссылались на малую часть изученных источников (иначе статья получалась слишком обширной), но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания
  1. «В Москве джип снес людей на остановке, пострадали две женщины». НТВ, 10.07.2015.
  2. «В Москве Hummer сбил двух женщин на трамвайной остановке». ТВЦ, 10.07.2015.
  3. «В Сети горячо обсуждают новую социальную рекламу от ЦОДД». Москва24, 16.01.2020.
  4. Китай: «Z-образные переходы с кустами в роли пешеходных ограждений». XHBY.net, 10.04.2021.
  5. «На Стромынке произошло крупное ДТП». Москва24, 17.03.2021.
  6. «На улицах ВАО появились новые светофоры и дорожные камеры» БеzФормата, 06.05.2021.
  7. «На Чертановской улице ставят ограждение». MR7.ru, 10.10.2008.
  8. «Перейти Уральскую стало легче». Восточный округ, 04.05.2021.
  9. «Последствия ДТП с участием трамвая и кроссовера на юге Москвы — фото, видео». Агентство городских новостей «Москва», 15.08.2021.
  10. «Приоритет общественного транспорта за счёт вмонтированных в трамвайную плитку индуктивных петлевых детекторов». СпецДорПроект, YouTube, 13.09.2019.
  11. Таблица «Скорость движения пешеходов км/ч (по данным Ленинградского НИЛСЭ. 1966 г.)». Dtp-profi.ru.
  12. «Эвакуация автомобиля каршеринга после ДТП на улице Вавилова». Мобильный репортёр, 02.06.2021.
  1. Европейское Сообщество о сотрудничестве в области науки и технологий (COST). Эксплуатация и безопасность трамвайных путей в общественных местах. Евросоюз. 2015.
  2. Лондонская Ассамблея. Безопасность трамваев и автобусов в Лондоне. Лондон, Великобритания. 2020.
  3. Castanier C., Paran F., Delhomme P. Риск столкнуться с трамваем: восприятие пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Франция. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2012.
  4. Kahlouche A., Chaib R. Анализ безопасности трамваев на примере Алжира. Константина, Алжир. Procedia Engineering, 2017.
i. На Проспекте Будённого, 24, запустили светофор: 05.03.2021, 15.04.2021, 06.05.2021.
ii. Где в ВАО изменят движение и включат новые светофоры? 18.08.2020.
i. ДТП на Чертановской улице возле отдела полиции по Центральному Чертаново. Водитель автомобиля не заметил приближающийся трамвай. 18.01.2021.
ii. На Чертановской улице авария возле Сумского проезда. Водитель такси не заметил приближающийся трамвай. 22.03.2021.
iii. На Чертановской улице возле остановки «Детский сад» устанавливают светофор. 14.05.2021, 21.05.2021.
iv. На Чертановской улице возле остановки «Футбольная школа Чертаново» установили светофоры вместо лежачих полицейских. 23.12.2020.
v. На Чертановской улице около трамвайной остановки «Центр творчества» («Верхний Чертановский пруд») поставили новые светофоры. 04.10.2020, 16.10.2020.