ТРАМВАИ БЕЗ АВАРИЙ
Почему случаются ДТП у остановок трамвая и как их предотвратить
Трамваи без аварий
Посмотрели, почему случаются наезды на пешеходов: составили карту очагов аварийности, изучили проблемные остановки и выделили факторы риска и критерии безопасности.
Посмотрели, почему случаются наезды на пешеходов: составили карту очагов аварийности, изучили проблемные остановки и выделили факторы риска и критерии безопасности.
В статье расскажем
В статье расскажем
Как работали с данными
Мы использовали статистику ЦОДД по наездам на пешеходов — исследовали случаи с травмами и летальным исходом за период с января 2018 по апрель 2021 года. Для этого мы разработали свой метод определения очагов аварийности. Вот как мы действовали:
  1. Построили вокруг трамвайных путей буфер с радиусом 25 метров.
  2. Нанесли ДТП на карту города и выбрали аварии внутри буфера.
  3. Создали буферы с радиусом 25 м вокруг мест столкновений.
  4. Объединили пересекающиеся буферы и получили точки с несколькими авариями.
  5. Подсчитали, сколько случаев приходится на групповые буферы. Самый крупный объединил 10 ДТП.
  6. Отфильтровали объединённые элементы: попробовали разные параметры, в итоге остановились на шести и более ДТП.
  7. Наконец, мы визуально перепроверили получившиеся очаги. На этом этапе мы исключили нерелевантные данные, например с удалёнными от остановок авариями, и сократили число очагов до семи.
В мире нет общепринятого стандарта для определения очагов ДТП. Согласно российскому законодательству, местом концентрации ДТП в населённых пунктах считается либо участок дороги в 200 метров, либо пересечение дорог, где за год случилось три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди. До этого очагом аварийности считался участок в 400 метров, где за год случилось три и более ДТП с пострадавшими и материальным ущербом.

Для этой статьи мы разработали свою методологию, чтобы анализ получился детальнее. Например, между «очаговой» остановкой «Детский сад» и сравнительно безопасной «Поликлиникой» — около 120 метров. Если бы мы придерживались критериев законодательства, то остановки попали бы в одну 200-метровую ячейку. А ведь у «Поликлиники» совсем другая ситуация: скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — в результате за три года не случилось ни одного ДТП с пешеходами.
Мы думали и об иной методологии — делить пути на равные отрезки вдоль по трамвайным линиям. Однако точки, где рельсы расположены очень плотно — на перекрёстках, поворотах и у депо, анализировать как очаг-ячейку удобнее.
  1. Наложили на карту квадратную сетку с ребром 400 м — на неё попадает несколько ДТП без захвата ближайших трамвайных путей.
  2. Пути с буфером 25 м обрезали по сетке и получили участки.
  3. Подсчитали число ДТП на каждом участке буфера.
  4. Отфильтровали те, где ДТП не было.
  5. Объединили соседние безопасные участки.
  6. Подсчитали площадь участков. Выбрали фрагменты с площадью более 10 000 кв. м — так мы очистили карту от «крошек», попавших в уголки сетки.
  7. Визуально перепроверили и скорректировали результаты.
Безопасные трамвайные остановки мы определили схожим образом: построили вокруг них буфер с радиусом в 25 метров и отфильтровали те, где не было ДТП с пешеходами. Безопасные участки мы устанавливали так:
Благодаря ручной проверке мы отказались от очага на Краснобогатырской улице: два ДТП относились скорее к 3-й улице Бухвостова, а другие пять наездов случились на пешеходном переходе через Краснобогатырскую улицу, это примерно в 200 м от ближайшей остановки.
ДТП у трамвайных остановок — примерно 3 % аварий с пешеходами
ДТП у трамвайных остановок — примерно 3 % аварий с пешеходами
Самые опасные факторы — часы пик, темнота и температуры около нуля. Из неожиданного: 70 % аварий происходят в хорошую погоду, причём только половина из них — ночью.
Самые опасные факторы — часы пик, темнота и температуры около нуля. Из неожиданного: 70 % аварий происходят в хорошую погоду, причём только половина из них — ночью.
Исследуем январь 2018 – апрель 2021
Исследуем январь 2018 – апрель 2021
Посмотрим, как московские остановки защищают пассажиров от аварий в тёмное время суток и часы пик, а заодно попробуем понять, в чём причина частых аварий в хорошую погоду.
Посмотрим, как московские остановки защищают пассажиров от аварий в тёмное время суток и часы пик, а заодно попробуем понять, в чём причина частых аварий в хорошую погоду.
Как выглядят очаги аварийности
Как выглядят очаги аварийности
Мы построили буферы вокруг каждого ДТП и выбрали области, где буферы пересекались, — значит, в этих местах случилось несколько аварий. Потом мы вручную проверили, какие аварии можно отнести к исследуемому типу, а какие не связаны с трамвайными путями. Так мы отсекли «лишние» ДТП и выбрали очаговые точки.
Мы построили буферы вокруг каждого ДТП и выбрали области, где буферы пересекались, — значит, в этих местах случилось несколько аварий. Потом мы вручную проверили, какие аварии можно отнести к исследуемому типу, а какие не связаны с трамвайными путями. Так мы отсекли «лишние» ДТП и выбрали очаговые точки.
Очагами мы назвали остановки, где произошло шесть и более аварий за выбранный период. Всего таких точек — семь. Суммарно на них пострадали 50 пешеходов.
Очагами мы назвали остановки, где произошло шесть и более аварий за выбранный период. Всего таких точек — семь. Суммарно на них пострадали 50 пешеходов.
За 2018−2021 остановки переоборудовали — мы не стали сравнивать их во время реорганизации, а оценили результаты. Так, мы изучили аварийность с мая 2020 по апрель 2021 и разделили точки на три группы:
За 2018−2021 остановки переоборудовали — мы не стали сравнивать их во время реорганизации, а оценили результаты. Так, мы изучили аварийность с мая 2020 по апрель 2021 и разделили точки на три группы:
  1. Аварий не было последний год.
  2. Аварий не было последние полгода.
  3. Аварии продолжались.
  1. Аварий не было последний год.
  2. Аварий не было последние полгода.
  3. Аварии продолжались.
В ЦАО нет ни одного очага
В ЦАО нет ни одного очага
Аварий не было последний год
Аварий не было последний год
Безаварийными стали «Малая Остроумовская улица» и «Футбольная школа „Чертаново“». Раньше «Малая Остроумовская» была антилидером: на ней случилось 10 наездов, последний — 2 апреля 2020.
Безаварийными стали «Малая Остроумовская улица» и «Футбольная школа „Чертаново“». Раньше «Малая Остроумовская» была антилидером: на ней случилось 10 наездов, последний — 2 апреля 2020.
Парконы ЦОДД фиксируют нарушения — это дополнительный контроль
Парконы ЦОДД фиксируют нарушения — это дополнительный контроль
Чем похожи остановки
Чем различаются
Регулируемость:
  • пешеходный переход со светофором.
Обособленность:
  • платформа на уровне 2−3 тротуаров (у «Школы» только в одном направлении);
  • пешеходные ограждения: на «Малой Остроумовской» — по всей длине путей, у «Школы» — только возле остановки, рельсы оголены и приподняты.
Видимость:
  • знаки «Остановка трамвая», а также по бокам от проезжей части и над ней — знаки «Пешеходный переход» и светофоры;
  • остановка автомобилей запрещена;
  • крытая остановка.
Контроль: на «Малой Остроумовской»:
  • парконы ЦОДД;
  • камера, активирующаяся при выезде на красный.
Скорость и координация у «Футбольной школы „Чертаново"»:
  • ограничение 20 км/ч;
  • вызывные светофоры.
На обеих остановках соблюдены четыре критерия безопасности. В дополнение к трём общим критериям на «Малой Остроумовской» есть ещё и контроль, а у «Школы» — ограничение скорости и координация
(умный светофор).
Чем похожи остановки
Регулируемость:
  • пешеходный переход со светофором.
Обособленность:
  • платформа на уровне 2−3 тротуаров (у «Школы» только в одном направлении);
  • пешеходные ограждения: на «Малой Остроумовской» — по всей длине путей, у «Школы» — только возле остановки, рельсы оголены и приподняты.
Видимость:
  • знаки «Остановка трамвая», а также по бокам от проезжей части и над ней — знаки «Пешеходный переход» и светофоры;
  • остановка автомобилей запрещена;
  • крытая остановка.
Чем различаются
Контроль: на «Малой Остроумовской»:
  • парконы ЦОДД;
  • камера, активирующаяся при выезде на красный.
Скорость и координация у «Футбольной школы „Чертаново "»:
  • ограничение 20 км/ч;
  • вызывные светофоры.
На обеих остановках соблюдены четыре критерия безопасности. В дополнение к трём общим критериям на «Малой Остроумовской» есть ещё и контроль, а у «Школы» — ограничение скорости и координация (умный светофор).
Аварий не было последние полгода
Аварий не было последние полгода
На остановках «Метро „Ленинский проспект"» у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» с ноября 2020 по апрель 2021 включительно не было происшествий.
На остановках «Метро „Ленинский проспект"» у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» с ноября 2020 по апрель 2021 включительно не было происшествий.
Два очага находятся у ТЦ, три — у образовательных учреждений
Два очага находятся у ТЦ, три — у образовательных учреждений
Чем похожи остановки
Чем различаются
Регулируемость: пешеходный переход со светофором*;
  • у «Гагаринского» она спорная. С одной стороны, зебра находится примерно в 60 метрах от остановки: чтобы правильно перейти, понадобится ≈3 минуты, а чтобы перебежать — ≈8 секунд. С другой — этот светофор недавно стал умным: когда трамвай подъезжает к остановке, пешеходам загорается зелёный сигнал.
*на «Проспекте Будённого» появился вызывной светофор с кнопкой в мае 2021 — координация.
Низкая обособленность:
у ТРЦ «Гагаринский»
  • вдоль дороги стоит заборчик, но сама остановка не обособлена;
  • пандус от «Гагаринского» спускается прямо к остановке — там улицу и перебегают;
  • пути — на одном уровне с проезжей частью.
на «Проспекте Будённого, 24»
  • пути приподняты, но пространство между рельсами закрыто плиткой — по ней удобно ездить машинам;
  • нет ограждений: если машину занесёт, то она может сбить пассажиров на остановке.
Плохая видимость:
  • знаки остановки — справа от движения, а сама остановка — слева;
  • на «Проспекте Будённого» у путей нет крытых остановок**;
  • у ТРЦ «Гагаринский» крытые остановки и знаки «Остановка трамвая» — поодаль на тротуаре. Чтобы сесть на трамвай, нужно перейти дорогу не по переходу.
**Крытая остановка на тротуаре — для автобусов
Контроль:
  • на обеих точках запрещена остановка машин, а у ТРЦ проезжают парконы ЦОДД.
Видимость:
  • на «Проспекте Будённого» чуть лучше: там — жёлтая зигзагообразная разметка и знаки остановки и перехода по обе стороны дороги. Запрет остановки также положительно влияет на видимость: когда нет припаркованных машин, лучше видно пешеходов.
Безопасные остановки отвечали четырём-пяти инфраструктурным критериям, остановки у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» — двум-трём.
Чем похожи остановки
Регулируемость: пешеходный переход со светофором.*
  • у «Гагаринского» она спорная. С одной стороны, зебра находится примерно в 60 метрах от остановки: чтобы правильно перейти, понадобится ≈3 минуты, а чтобы перебежать — ≈8 секунд. С другой — этот светофор недавно стал умным: когда трамвай подъезжает к остановке, пешеходам загорается зелёный сигнал.
*на «Проспекте Будённого» появился вызывной светофор с кнопкой в мае 2021 — координация.
Низкая обособленность:
у ТРЦ «Гагаринский»
  • вдоль дороги стоит заборчик, но сама остановка не обособлена;
  • пандус от «Гагаринского» спускается прямо к остановке — там улицу и перебегают;
  • пути — на одном уровне с проезжей частью.
на «Проспекте Будённого, 24»
  • пути приподняты, но пространство между рельсами закрыто плиткой — по ней удобно ездить машинам;
  • нет ограждений: если машину занесёт, то она может сбить пассажиров на остановке.
Плохая видимость:
  • знаки остановки — справа от движения, а сама остановка — слева;
  • на «Проспекте Будённого» у путей нет крытых остановок**;
  • у ТРЦ «Гагаринский» крытые остановки и знаки «Остановка трамвая» — поодаль на тротуаре. Чтобы сесть на трамвай, нужно перейти дорогу не по переходу.
**Крытая остановка на тротуаре — для автобусов
Чем различаются
Контроль: на обеих точках запрещена остановка машин, а у ТРЦ проезжают парконы ЦОДД.
Видимость на «Проспекте Будённого» чуть лучше: там — жёлтая зигзагообразная разметка и знаки остановки и перехода по обе стороны дороги. Запрет остановки также положительно влияет на видимость: когда нет припаркованных машин, лучше видно пешеходов.
Безопасные остановки отвечали четырём-пяти инфраструктурным критериям, остановки у ТРЦ «Гагаринский» и «Проспект Будённого, 24» — двум-трём.
Аварии продолжались
Аварии
продолжались
В трёх очагах аварии случались в том числе в последние полгода исследуемого периода, с ноября 2020 по апрель 2021 включительно. Всего таких остановок три: «Верхний Чертановский пруд», «ОВД Чертаново Южное» (ранее — «Детский сад») по Чертановской улице и «Метро Семёновская» у одноимённого ТРЦ.
В трёх очагах аварии случались в том числе в последние полгода исследуемого периода, с ноября 2020 по апрель 2021 включительно. Всего таких остановок три: «Верхний Чертановский пруд», «ОВД Чертаново Южное» (ранее — «Детский сад») по Чертановской улице и «Метро Семёновская» у одноимённого ТРЦ.
Возле «ОВД Чертаново Южное» случилось шесть ДТП, одно — вне буфера. Мы включили этот участок в список очагов, потому что там «удобно» перебегать с тротуара на газон и идти по траве до остановки.
Возле «ОВД Чертаново Южное» случилось шесть ДТП, одно — вне буфера. Мы включили этот участок в список очагов, потому что там «удобно» перебегать с тротуара на газон и идти по траве до остановки.
Чем похожи остановки
Чем различаются
Раньше не было регулируемости:
  • на Чертановской не стояли светофоры;
  • у «Семёновского» было недостаточно переходов, а зебра через островок безопасности была нерегулируемой.
В 2021 регулируемость наладилась: везде поставили светофоры. Возле «ОВД Чертаново Южное» и островка у ТРЦ они с кнопкой, а на перекрёстке у ТРЦ — умный. Появилась координация.
Очаги на Чертановской отличают
Обособленность:
  • остановки приподняты на уровень тротуара и обнесены пешеходными ограждениями.
Видимость:
  • знак «Остановка трамвая» у путей и множество знаков «Пешеходный переход»;
  • крытые остановки.
Контроль:
  • нет парконов или знаков камер.
Что отличает очаг у ТРЦ «Семёновский»
Нет обособленности: пути на уровне проезжей части без ограждений.
Хорошая, но не идеальная видимость:
  • бетонные конусы вдоль тротуара — защита от нелегальной парковки;
  • знак остановки и крытая остановка — по правую сторону движения, а сама остановка — по левую.
Контроль:
  • машины ЦОДД фиксируют нарушения.
18 января и 22 марта на Чертановской подрезали трамвай у разворота — случились ДТП
Раньше все очаги отличала только видимость, а остановки на Чертановской — ещё и обособленность. Теперь же на них появилась регулируемость. Скорее всего, аварии прекратятся, а положительный эффект закрепило бы ограничение скорости. В целом, ситуация осложняется близостью к разворотам и перекрёсткам.
«ОВД Чертаново Южное» расположена недалеко от разворота, «Семёновский» — от перекрёстка. Возле обеих остановок сложное движение.
Скорость:
  • у «Верхнего Чертановского пруда» ограничена по обеим сторонам движения;
  • у «ОВД Чертаново Южное» — только на одной стороне движения, где реже случались аварии;
  • у ТРЦ нет ограничения скорости.
На остановке «Поликлиника», соседней с «ОВД Чертаново Южное», за три года не случилось ни одного ДТП с участием пешеходов: там скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — это регулируемость и координация.
Чем похожи остановки
Раньше не было регулируемости:
  • на Чертановской не стояли светофоры;
  • у «Семёновского» было недостаточно переходов, а зебра через островок безопасности была нерегулируемой.
В 2021 регулируемость наладилась: везде поставили светофоры. Возле «ОВД Чертаново Южное» и островка у ТРЦ они с кнопкой, а на перекрёстке у ТРЦ — умный. Появилась координация.
Очаги на Чертановской отличают
Обособленность:
  • остановки приподняты на уровень тротуара и обнесены пешеходными ограждениями.
Видимость:
  • знак «Остановка трамвая» у путей и множество знаков «Пешеходный переход»;
  • крытые остановки.
Отсутствие контроля: нет парконов или знаков камер.
Что отличает очаг у ТРЦ «Семёновский»
Нет обособленности: пути на уровне проезжей части без ограждений.
Хорошая, но не идеальная видимость:
  • бетонные конусы вдоль тротуара — защита от нелегальной парковки;
  • знак остановки и крытая остановка — по правую сторону движения, а сама остановка — по левую.
Контроль: машины ЦОДД фиксируют нарушения.
18 января и 22 марта на Чертановской подрезали трамвай у разворота — случились ДТП
Раньше все очаги отличала только видимость, а остановки на Чертановской — ещё и обособленность. Теперь же на них появилась регулируемость. Скорее всего, аварии прекратятся, а положительный эффект закрепило бы ограничение скорости. В целом, ситуация осложняется близостью к разворотам и перекрёсткам.
Чем различаются
«ОВД Чертаново Южное» расположено недалеко от разворота, «Семёновский» — от перекрёстка. Возле обеих остановок сложное движение.
Скорость:
  • у «Верхнего Чертановского пруда» ограничена по обеим сторонам движения;
  • у «ОВД Чертаново Южное» — только на одной стороне движения, где реже случались аварии;
  • у ТРЦ нет ограничения скорости.
На остановке «Поликлиника», соседней с «ОВД Чертаново Южное», за три года не случилось ни одного ДТП с участием пешеходов: там скорость ограничена до 20 км/ч по обеим сторонам движения и есть умный светофор — это регулируемость и координация.
Как на происшествия влияет авось
Как на происшествия влияет авось
70 % ДТП случились в хорошую погоду, половина из них — днём. Возможно, в подобных «идеальных» условиях водители и пешеходы расслабляются и полагаются на удачу: «Видимость хорошая, дорога сухая — авось обойдётся». Наша задача — создать такую инфраструктуру, чтобы перейти в неположенном месте или превысить разрешённую скорость было невозможно.
70 % ДТП случились в хорошую погоду, половина из них — днём. Возможно, в подобных «идеальных» условиях водители и пешеходы расслабляются и полагаются на удачу: «Видимость хорошая, дорога сухая — авось обойдётся». Наша задача — создать такую инфраструктуру, чтобы перейти в неположенном месте или превысить разрешённую скорость было невозможно.
Китайские исследователи считают, что основная мотивация «авосеров» — удобство и экономия времени. А социальный психолог Стэнли Милгрэм предположил, что люди больше замечают и охотнее перенимают непокорное поведение. К тому же на нарушителей влияет эффект толпы: он размывает самосознание. Именно так работает «авось» у ТРЦ «Гагаринский»: на выходе много людей, а прямо у пандуса можно перебежать дорогу — это быстрее и удобнее, чем перейти по правилам.
Китайские исследователи считают, что основная мотивация «авосеров» — удобство и экономия времени. А социальный психолог Стэнли Милгрэм предположил, что люди больше замечают и охотнее перенимают непокорное поведение. К тому же на нарушителей влияет эффект толпы: он размывает самосознание. Именно так работает «авось» у ТРЦ «Гагаринский»: на выходе много людей, а прямо у пандуса можно перебежать дорогу — это быстрее и удобнее, чем перейти по правилам.
20 % респондентов китайского исследования нарушают правила, когда нет машин
20 % респондентов китайского исследования нарушают правила, когда нет машин
Москвичи могут полагаться на авось из-за отсутствия координации. Трамвай подъезжает к остановке, пока пешеходам горит красный, и уезжает до переключения на зелёный. Как тут ждать, когда трамвай так близко? Жительница Чертанова посетовала в районном паблике «ВКонтакте»: «Трамвай из-под носа уезжает, потому что ему зелёный, а ты ждёшь стоишь и смотришь ему вслед». Эту проблему решит умный светофор, он недавно появился в очаговых точках у торговых центров. Когда трамвай подъезжает, пешеходам загорается зелёный.
Москвичи могут полагаться на авось из-за отсутствия координации. Трамвай подъезжает к остановке, пока пешеходам горит красный, и уезжает до переключения на зелёный. Как тут ждать, когда трамвай так близко? Жительница Чертанова посетовала в районном паблике «ВКонтакте»: «Трамвай из-под носа уезжает, потому что ему зелёный, а ты ждёшь стоишь и смотришь ему вслед». Эту проблему решит умный светофор, он недавно появился в очаговых точках у торговых центров. Когда трамвай подъезжает, пешеходам загорается зелёный.
На «авось» влияет и общая атмосфера места. Например, пути у кладбищ — безаварийные участки. А ведь от ТРЦ «Гагаринский» до Донского кладбища — всего три остановки! Видимо, рядом с потенциальной «конечной остановкой» рисковать не хочется.
На «авось» влияет и общая атмосфера места. Например, пути у кладбищ — безаварийные участки. А ведь от ТРЦ «Гагаринский» до Донского кладбища — всего три остановки! Видимо, рядом с потенциальной «конечной остановкой» рисковать не хочется.
Бороться с «авосем» можно физически и психологически. К физическим мерам относятся пешеходные ограждения, а вызывные светофоры — это оптимизация инфраструктуры. К психологическим — социальная реклама, просветительские кампании и предупреждения в опасных точках. Эти предположения подтверждают американское и австралийское исследования, а также другие работы. На них ссылаемся в библиографии.
Бороться с «авосем» можно физически и психологически. К физическим мерам относятся пешеходные ограждения, а вызывные светофоры — это оптимизация инфраструктуры. К психологическим — социальная реклама, просветительские кампании и предупреждения в опасных точках. Эти предположения подтверждают американское и австралийское исследования, а также другие работы. На них ссылаемся в библиографии.
Как выглядят образцовые остановки
Как выглядят образцовые остановки
Главные отличия ставших безопасными остановок мы выразили в формуле ОРВи: обособленность, регулируемость, видимость. Эти факторы по сути создают визуальные и физические препятствия для нарушителей: остановки спроектированы так, что нарушить и не захочется, и не получится (как не хочется схлопотать ОРВИ). В этом разделе собрали примеры инфраструктурных элементов, обеспечивающих «безопасную ОРВи».
Главные отличия ставших безопасными остановок мы выразили в формуле ОРВи: обособленность, регулируемость, видимость. Эти факторы по сути создают визуальные и физические препятствия для нарушителей: остановки спроектированы так, что нарушить и не захочется, и не получится (как не хочется схлопотать ОРВИ). В этом разделе собрали примеры инфраструктурных элементов, обеспечивающих «безопасную ОРВи».
Зелёному — зелёный
Зелёному — зелёный
Для чистоты эксперимента мы изучили точки, где не было аварий. Таких много в ЦАО, где нет очагов. Мы проанализировали центральные остановки и выявили интересную закономерность: нередко безопасные участки путей, где за три года не случилось ни одного ДТП, пролегают через парки или вдоль зелёных массивов. Аллеи создают искусственное препятствие и обеспечивают обособленность остановок: вряд ли нарушители будут бежать по газону и перепрыгивать через заборчик, лишь бы успеть на трамвай.
Для чистоты эксперимента мы изучили точки, где не было аварий. Таких много в ЦАО, где нет очагов. Мы проанализировали центральные остановки и выявили интересную закономерность: нередко безопасные участки путей, где за три года не случилось ни одного ДТП, пролегают через парки или вдоль зелёных массивов. Аллеи создают искусственное препятствие и обеспечивают обособленность остановок: вряд ли нарушители будут бежать по газону и перепрыгивать через заборчик, лишь бы успеть на трамвай.
Отрезки пути, где не было аварий
Отрезки пути, где не было аварий
В Китае вдоль дороги высаживают густые кусты, оставляя промежутки только перед зеброй, поэтому пешеходы переходят, где положено: иначе просто не пройти
В Китае вдоль дороги высаживают густые кусты, оставляя промежутки только перед зеброй, поэтому пешеходы переходят, где положено: иначе просто не пройти
Да будет светофор!
Да будет светофор!
Один из ключевых элементов безопасной трамвайной остановки — регулируемый пешеходный переход. Даже если водители не замечают трамвайную остановку, они вынуждены сбавить скорость и пропустить людей. К моменту написания статьи переходы на всех очагах стали регулируемыми, а на двух из них — у торговых центров — есть умный светофор. Многие точки мы исследовали до этих нововведений.
Один из ключевых элементов безопасной трамвайной остановки — регулируемый пешеходный переход. Даже если водители не замечают трамвайную остановку, они вынуждены сбавить скорость и пропустить людей. К моменту написания статьи переходы на всех очагах стали регулируемыми, а на двух из них — у торговых центров — есть умный светофор. Многие точки мы исследовали до этих нововведений.
Видите ли, водители?
Видите ли, водители?
Основная проблема — когда водитель едет параллельно трамвайным путям и не видит пешеходов. Платформы на остановках нужны именно для того, чтобы машины увидели людей и проехали только тогда, когда последний человек уйдёт с проезжей части. Вообще, главный принцип безопасного дорожного движения — это взаимовидимость. Чтобы заметить друг друга, нужно время, а его можно выиграть за счёт снижения скорости. Получается, что взаимовидимость — это совокупность критериев: обособленность и скорость её усиливают.
Основная проблема — когда водитель едет параллельно трамвайным путям и не видит пешеходов. Платформы на остановках нужны именно для того, чтобы машины увидели людей и проехали только тогда, когда последний человек уйдёт с проезжей части. Вообще, главный принцип безопасного дорожного движения — это взаимовидимость. Чтобы заметить друг друга, нужно время, а его можно выиграть за счёт снижения скорости. Получается, что взаимовидимость — это совокупность критериев: обособленность и скорость её усиливают.
Безопасность — это умные остановки. И установки
Безопасность — это умные остановки. И установки
Три ключевых принципа безопасности трамвайных остановок складываются в аббревиатуру ОРВи: обособленность, регулируемость и видимость. При этом сам по себе нерегулируемый перекрёсток может превратить остановку в очаг. Пример — Чертановская улица. Дополнительные факторы — скорость, координация и контроль. Теперь, когда все очаги регулируются, возможно, аварии прекратятся,
как и произошло на «Малой Остроумовской улице» и на остановке «Футбольная школа „Чертаново“».
Три ключевых принципа безопасности трамвайных остановок складываются в аббревиатуру ОРВИ: обособленность, регулируемость и видимость. При этом сам по себе нерегулируемый перекрёсток может превратить остановку в очаг. Пример — Чертановская улица. Дополнительные факторы — скорость, координация и контроль. Теперь, когда все очаги регулируются, возможно, аварии прекратятся, как и произошло на «Малой Остроумовской улице» и на остановке «Футбольная школа „Чертаново“».
Чем благоустроеннее и чище — тем меньше аварий: где много зелени — мало ДТП. Вдоль парков, скверов, территорий кладбищ много безаварийных участков. Кусты также могут быть экологичной защитой от смельчаков-нарушителей, зелёным аналогом пешеходных ограждений.
Опаснее всего ситуация в людных местах — у торговых центров и образовательных учреждений. Дополнительные факторы аварийности — часы пик, темнота и температуры около нуля. А осадки почти не влияют: 70 % ДТП случились в хорошую погоду.
Другой фактор опасности — «авось», когда люди «на удачу» подрезают трамвай или перебегают дорогу. Это происходит из-за желания выиграть время и усиливается эффектом толпы. Пресечь это можно инфраструктурными ограничениями и коммуникационными кампаниями.
Чем благоустроеннее и чище — тем меньше аварий: где много зелени — мало ДТП. Вдоль парков, скверов, территорий кладбищ много безаварийных участков. Кусты также могут быть экологичной защитой от смельчаков-нарушителей, зелёным аналогом пешеходных ограждений.
Опаснее всего ситуация в людных местах — у торговых центров и образовательных учреждений. Дополнительные факторы аварийности — часы пик, темнота и температуры около нуля. А осадки почти не влияют: 70 % ДТП случились в хорошую погоду.
Другой фактор опасности — «авось», когда люди «на удачу» подрезают трамвай или перебегают дорогу. Это происходит из-за желания выиграть время и усиливается эффектом толпы. Пресечь это можно инфраструктурными ограничениями и коммуникационными кампаниями.
Чем благоустроеннее и чище — тем меньше аварий: где много зелени — мало ДТП. Вдоль парков, скверов, территорий кладбищ много безаварийных участков. Кусты также могут быть экологичной защитой от смельчаков-нарушителей, зелёным аналогом пешеходных ограждений.
Опаснее всего ситуация в людных местах — у торговых центров и образовательных учреждений. Дополнительные факторы аварийности — часы пик, темнота и температуры около нуля. А осадки почти не влияют: 70 % ДТП случились в хорошую погоду.
Другой фактор опасности — «авось», когда люди «на удачу» подрезают трамвай или перебегают дорогу. Это происходит из-за желания выиграть время и усиливается эффектом толпы. Пресечь это можно инфраструктурными ограничениями и коммуникационными кампаниями.
Комментарий эксперта
Построенная в советские годы «старая» трамвайная сеть не отвечает современным реалиям, поэтому мы обновляем её, чтобы сделать безопаснее. Как правильно указано в статье, необходимо обособить остановки и оборудовать комфортные и безопасные переходы. Мы делаем это с помощью платформ и умных светофоров.
Конечно, от русского «авось» никто не застрахован. Яркий тому пример — 70% ДТП в хорошую погоду, когда люди переоценивают себя или недостаточно внимательны. И тем не менее новая инфраструктура сделает остановки безопаснее.
Кирилл Леденков
главный специалист команды Безопасности дорожного движения в Центре организации дорожного движения
Комментарий эксперта
Построенная в советские годы «старая» трамвайная сеть не отвечает современным реалиям, поэтому мы обновляем её, чтобы сделать безопаснее. Как правильно указано в статье, необходимо обособить остановки и оборудовать комфортные и безопасные переходы. Мы делаем это с помощью платформ и умных светофоров.
Конечно, от русского «авось» никто не застрахован. Яркий тому пример — 70% ДТП в хорошую погоду, когда люди переоценивают себя или недостаточно внимательны. И тем не менее новая инфраструктура сделает остановки безопаснее.
Кирилл Леденков
главный специалист команды Безопасности дорожного движения в Центре организации дорожного движения
На какие источники опирались
+
Мы ссылались на малую часть изученных источников (иначе статья получалась слишком обширной), но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания. Ко всем ресурсам добавили ссылки и иконки, обозначающие тип материала:
Исследования о ДТП с трамваями
Наши наблюдения о факторах аварийности и безопасности мы сопоставляли с заключениями из этих статей и документов.
Мы читали, использовали и советуем почитать:
Мы ознакомились и что-то использовали в статье — можно почитать, но для знакомства с темой достаточно источников из предыдущего блока:
Точка зрения водителей трамваев
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Авось на дорогах в исследованиях: в чём его причины и как с ним бороться
Статьи показали, что авось на дорогах — реален и интернационален, а также помогли определить причины такого поведения и способы с ним бороться.
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Обсуждения жителей в соцсетях
Слова жителей подтвердили наше предположение, что видимость и регулируемость — это ключевые факторы безопасности трамвайных остановок. Красочное описание принципа координации мы тоже взяли из комментариев к посту в районном паблике Чертанова. Также мы выяснили, что местные пешеходы действительно считали выбранные нами остановки опасными, а новость об установке светофоров восприняли
с радостью.
Посты в российских телеграм-каналах о транспорте и урбанистике
Посты блогеров и городских служб помогли нам вникнуть в контекст актуальной трамвайной дискуссии и в районную специфику, подтвердили предположения про «авось». Как и мы, блогеры уверены, что зеленые насаждения могут служить отличным аналогом металлических ограждений (п. 14), а для поддержания безопасности необходимо ограничение скорости. Сообщения заряжают верой в трамвай как в удобный вид транспорта с большим потенциалом: посмотрите видео в пункте 7 — впечатляет!
Публикации в СМИ и дополнительные материалы
a. Сокольники — паблики «ВАО», «Соколиная гора | Преображенское | Богородское online» и «Соколинка | Соколиная гора»:
b. Чертаново — паблики «ЧЕРТАНОВО», «Чертаново» и «На Варшавке. Чертаново Центральное»:
Благодарим за изображения «ПК Транспортные системы» и macrovector / Freepik.
  1. Bauer M., Richter M., Weiß H. Имитационная модель функционирования трамвайных маршрутов. Краков, Польша. Материалы XVIII International Conference on the Application of Computer Science and Mathematics in Architecture and Civil Engineering, 2009.
  2. Currie G., Tivendale K., Scott R. Анализ и смягчение проблем безопасности на обочинных трамвайных остановках. Мельбурн, Австралия. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  3. Guerrieri M. Трамвайные пути в городах: обзор безопасности на перекрёстках. Италия. Urban Rail Transit, 2018.
  4. Kruszyna M., Rychlewski J. Влияние подъезжающего трамвая на поведение пешеходов на регулируемых перекрёстках в Польше. Врослав и Познань, Польша. Accident Analysis & Prevention, 2013.
  5. Maitre E. Проблемы безопасности и трудности в использовании общественных пространств с современной трамвайной инфраструктурой: пример Марселя. Марсель, Франция. 8th Young Researchers' Seminar 2017, 2017.
  6. Marti C. M., Kupferschmid J., Schwertner M., Nash A., Weidmann U. Безопасность трамваев в условиях смешанного транспортного потока: передовой опыт Швейцарии. Швейцария. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2016.
  7. Naznin F., Currie G., Logan D., Sarvi M. Влияние платформ на трамвайных остановках на безопасность пешеходов в условиях смешанного транспортного потока: исследование путём сопоставления групп «до» и «после» аварии. Мельбурн, Австралия. Accident Analysis & Prevention, 2016.
  8. Olszewski P., Osińska B., Zielińska A. Безопасность пешеходов у светофоров в Варшаве. Варшава, Польша. Transportation Research Procedia, 2016.
  9. Zacharias J. Вклад трамвайных путей в жизненную активность пешеходных пространств. Гонконг, Китай. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment, 2020.
«Так нельзя рассуждать, мол, этот участок безопасен, а этот — нет. Нет-нет… Как только мы начнём так мыслить, считай, быть беде. Для нас, водителей трамвая, каждый участок пути небезопасен. Необходимо думать вот так. Иначе ты врежешься в кого-то».
Больше всего нас впечатлила цитата 59-летнего водителя из Мельбурна с 26-летним опытом вождения (п. 2). На вопрос, есть ли в городе безопасные участки путей, он ответил:
Эти исследования позволяют увидеть дорогу глазами водителя трамвая, оценить удобства и риски по ту сторону контроллера.
  1. Березович Е. Л. Еще раз о русском «авось». Ономастика и диалектная лексика, 2004.
  2. ИЦ «Безопасный транспорт». Внутреннее исследование «Оценка работы ЦОДД, портрет нарушителя». Москва, Россия. Октябрь 2021.
  3. «Почему „jaywalking“ (пересечение дороги неположенным образом) так называется». Merriam-Webster.
  4. Choi J., Kim S., Kim S., Hong H., Baik S. Столкновения с пешеходами при пересечении дороги неположенным образом: допустимо ли упускать проблему из виду? Сеул, Южная Корея. Материалы XVI международной конференции Road safety on four continents, 2013.
  5. Dommes A., Granié M.-A., Cloutier M.-S., Coquelet C., Huguenin-Richard F. Пересечение дороги на красный сигнал светофора среди взрослых пешеходов и другие, важные для безопасности, поведенческие модели на регулируемых перекрёстках. Лиль, Франция. Accident Analysis & Prevention, 2015.
  6. Holland C., Hill R. Гендерные различия в факторах, предсказывающих решение пересечь дорогу небезопасным образом среди взрослых пешеходов на протяжении жизни: исследование методом моделирования. Бирмингем, Великобритания. Accident Analysis & Prevention, 2010.
  7. Jason L. A., Liotta R. Как пешеходы пересекают дорогу неположенным образом, когда инфраструктура помогает быстрому прохождению перекрёстка и когда, наоборот, тормозит движение. Чикаго, США. Journal of Applied Behavior Analysis, 1982.
  8. Milgram S. Раскрепощающие эффекты группового давления. США. Journal of Personality and Social Psychology, 1965.
  9. Mullen B., Copper C., Driskell J. E. Пересечение дороги неположенным образом как функция модели поведения. США. Personality and Social Psychology Bulletin, 1990.
  10. Norton P. D. Соперники по улице: Пересечение дороги неположенным образом и изобретение улицы в эпоху двигателей. США. Technology and Culture, 2007.
  11. Ren G., Zhou Zh., Wang W., Zhang Y., Wang W. Как пешеходы пересекают дорогу на регулируемых перекрёстках: исследование методами наблюдения и опроса в Китае. Китай. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  12. Shiwakoti N., Tay R., Stasinopoulos P. Разработка, тестирование и оценивание плаката о дорожной безопасности, нацеленного на сокращение доли пешеходов, пересекающих перекрёстки неположенным образом. Мельбурн, Австралия. Cognition, Technology & Work, 2020.
  13. Teanby D. N., Gorman D. F., Boot D. A. ДТП с пешеходами в Мерсисайде: доводы в пользу криминализации пересечения дороги неположенным образом. Мерсисайд, Великобритания. International Journal of the Care of the Injured, 1993.
  1. Василий и трамвайчики.
  2. Город для людей: Новая остановка с венской платформой появилась в Ульяновске. 20.09.2021.
  3. Городское хозяйство Москвы: Стромынку благоустроят. 23.07.2021.
  4. грубо говоря: В Щукино в час пик проезжают более 60 трамваев в час. 30.09.2020.
  5. Дептранс Москвы: Максим Ликсутов о московском трамвае. 08.04.2021.
  6. Дептранс Москвы: На Стромынке мини-купер въезжает в автобусную остановку со скоростью 73 км/ч. 17.03.2021.
  7. Его Татрейшество: Волгоградцы наглядно показывают, сколько машин нужно, чтобы перевезти пассажиров одного трамвая. 06.01.2021.
  8. Канал Алексея Радченко: Динамические остановки по запросу трамвая. 13.05.2021.
  9. Канал Алексея Радченко: Приоритетный проезд трамваев на Чертановской и проект платформы на трамвайной остановке. 11.03.2019.
  10. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Если людям удобнее перебежать до остановки, они перебегут — на Чертановской это особенно заметно. 28.01.2020.
  11. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): На Чертановской улице местами запустили приоритет трамвая на светофорах. 10.04.2019.
  12. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Трамвай — удобный и комфортный транспорт в любую погоду, в т. ч. на Чертановской. Главное — чтобы были платформы на остановках и адаптивные светофоры. 29.12.2020.
  13. Приоритет для ОТ в городах: Новый знак движения по полосам при одной полосе движения + трамвайные пути на Щербаковской улице. 16.04.2018.
  14. Синие Ведерки: Как выглядело бы Садовое кольцо с зелёным разделительным барьером из приподнятого газона и деревьев. 09.06.2020.
  15. Сокольническая закрыта: Трамваи стоят в пробке при короткой зелёной фазе светофора. 19.02.2019.
  16. СпецДорПроект: Адаптивный светофор на ул. Красноказарменной загорается, когда трамвай подъезжает к остановке. 19.01.2021.
  17. Транспорт и депрессия: Как же прекрасна Стромынка без машин! 20.02.2019.
  18. AntRoadPlanner: Живые изгороди — не панацея. 16.12.2021.
Правила дорожного движения и инфраструктура
Мы ссылались на малую часть изученных источников, (иначе статья получалась слишком обширной) но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания
Российские онлайн-издания помогли восстановить архивную картину аварий в очаговых зонах, а китайское СМИ предоставило наглядный пример, как кусты используют в роли пешеходных ограждений.
  1. «В Москве джип снес людей на остановке, пострадали две женщины». НТВ, 10.07.2015.
  2. «В Москве Hummer сбил двух женщин на трамвайной остановке». ТВЦ, 10.07.2015.
  3. «В Сети горячо обсуждают новую социальную рекламу от ЦОДД». Москва24, 16.01.2020.
  4. Китай: «Z-образные переходы с кустами в роли пешеходных ограждений». XHBY.net, 10.04.2021.
  5. «На Стромынке произошло крупное ДТП». Москва24, 17.03.2021.
  6. «На улицах ВАО появились новые светофоры и дорожные камеры». БеzФормата, 06.05.2021.
  7. «На Чертановской улице ставят ограждение». MR7.ru, 10.10.2008.
  8. «Перейти Уральскую стало легче». Восточный округ, 04.05.2021.
  9. «Последствия ДТП с участием трамвая и кроссовера на юге Москвы — фото, видео». Агентство городских новостей «Москва», 15.08.2021.
  10. «Приоритет общественного транспорта за счёт вмонтированных в трамвайную плитку индуктивных петлевых детекторов». СпецДорПроект, YouTube, 13.09.2019.
  11. Таблица «Скорость движения пешеходов км/ч (по данным Ленинградского НИЛСЭ. 1966 г.)». Dtp-profi.ru.
  12. «Эвакуация автомобиля каршеринга после ДТП на улице Вавилова». Мобильный репортёр, 02.06.2021.
видео;
дорожные схемы;
фотографии;
цитаты;
плакаты и комиксы;
другие схемы и иллюстрации.
  1. Европейское Сообщество о сотрудничестве в области науки и технологий (COST). Эксплуатация и безопасность трамвайных путей в общественных местах. Евросоюз. 2015.
  2. Лондонская Ассамблея. Безопасность трамваев и автобусов в Лондоне. Лондон, Великобритания. 2020.
  3. Castanier C., Paran F., Delhomme P. Риск столкнуться с трамваем: восприятие пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Франция. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2012.
  4. Kahlouche A., Chaib R. Анализ безопасности трамваев на примере Алжира. Константина, Алжир. Procedia Engineering, 2017.
i. На Проспекте Будённого, 24, запустили светофор: 05.03.2021, 15.04.2021, 06.05.2021.
ii. Где в ВАО изменят движение и включат новые светофоры? 18.08.2020.
i. ДТП на Чертановской улице возле отдела полиции по Центральному Чертаново. Водитель автомобиля не заметил приближающийся трамвай. 18.01.2021.
ii. На Чертановской улице авария возле Сумского проезда. Водитель такси не заметил приближающийся трамвай. 22.03.2021.
iii. На Чертановской улице возле остановки «Детский сад» устанавливают светофор. 14.05.2021, 21.05.2021.
iv. На Чертановской улице возле остановки «Футбольная школа Чертаново» установили светофоры вместо лежачих полицейских. 23.12.2020.
v. На Чертановской улице около трамвайной остановки «Центр творчества» («Верхний Чертановский пруд») поставили новые светофоры. 04.10.2020, 16.10.2020.
На какие источники опирались
+
Мы ссылались на малую часть изученных источников (иначе статья получалась слишком обширной), но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания. Ко всем ресурсам добавили ссылки и иконки, обозначающие тип материала:
Исследования о ДТП с трамваями
Наши наблюдения о факторах аварийности и безопасности мы сопоставляли с заключениями из этих статей и документов.
Мы читали, использовали и советуем почитать:
Мы ознакомились и что-то использовали в статье — можно почитать, но для знакомства с темой достаточно источников из предыдущего блока:
Точка зрения водителей трамваев
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Авось на дорогах в исследованиях: в чём его причины и как с ним бороться
Статьи показали, что авось на дорогах — реален и интернационален, а также помогли определить причины такого поведения и способы с ним бороться.
Мы использовали:
Также можно прочитать:
Обсуждения жителей в соцсетях
Слова жителей подтвердили наше предположение, что видимость и регулируемость — это ключевые факторы безопасности трамвайных остановок. Красочное описание принципа координации мы тоже взяли из комментариев к посту в районном паблике Чертанова. Также мы выяснили, что местные пешеходы действительно считали выбранные нами остановки опасными, а новость об установке светофоров восприняли
с радостью.
Посты в российских телеграм-каналах о транспорте и урбанистике
Посты блогеров и городских служб помогли нам вникнуть в контекст актуальной трамвайной дискуссии и в районную специфику, подтвердили предположения про «авось». Как и мы, блогеры уверены, что зеленые насаждения могут служить отличным аналогом металлических ограждений (п. 14), а для поддержания безопасности необходимо ограничение скорости. Сообщения заряжают верой в трамвай как в удобный вид транспорта с большим потенциалом: посмотрите видео в пункте 7 — впечатляет!
Публикации в СМИ и дополнительные материалы
Российские онлайн-издания помогли восстановить архивную картину аварий в очаговых зонах, а китайское СМИ предоставило наглядный пример, как кусты используются в роли пешеходных ограждений.
a. Сокольники — паблики «ВАО», «Соколиная гора | Преображенское | Богородское online» и «Соколинка | Соколиная гора»:
b. Чертаново — паблики «ЧЕРТАНОВО», «Чертаново» и «На Варшавке. Чертаново Центральное»:
Благодарим за изображения «ПК Транспортные системы» и macrovector / Freepik.
  1. Bauer M., Richter M., Weiß H. Имитационная модель функционирования трамвайных маршрутов. Краков, Польша. Материалы XVIII International Conference on the Application of Computer Science and Mathematics in Architecture and Civil Engineering, 2009.
  2. Currie G., Tivendale K., Scott R. Анализ и смягчение проблем безопасности на обочинных трамвайных остановках. Мельбурн, Австралия. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  3. Guerrieri M. Трамвайные пути в городах: обзор безопасности на перекрёстках. Италия. Urban Rail Transit, 2018.
  4. Kruszyna M., Rychlewski J. Влияние подъезжающего трамвая на поведение пешеходов на регулируемых перекрёстках в Польше. Врослав и Познань, Польша. Accident Analysis & Prevention, 2013.
  5. Maitre E. Проблемы безопасности и трудности в использовании общественных пространств с современной трамвайной инфраструктурой: пример Марселя. Марсель, Франция. 8th Young Researchers' Seminar 2017, 2017.
  6. Marti C. M., Kupferschmid J., Schwertner M., Nash A., Weidmann U. Безопасность трамваев в условиях смешанного транспортного потока: передовой опыт Швейцарии. Швейцария. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2016.
  7. Naznin F., Currie G., Logan D., Sarvi M. Влияние платформ на трамвайных остановках на безопасность пешеходов в условиях смешанного транспортного потока: исследование путём сопоставления групп «до» и «после» аварии. Мельбурн, Австралия. Accident Analysis & Prevention, 2016.
  8. Olszewski P., Osińska B., Zielińska A. Безопасность пешеходов у светофоров в Варшаве. Варшава, Польша. Transportation Research Procedia, 2016.
  9. Zacharias J. Вклад трамвайных путей в жизненную активность пешеходных пространств. Гонконг, Китай. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment, 2020.
«Так нельзя рассуждать, мол, этот участок безопасен, а этот — нет. Нет-нет… Как только мы начнём так мыслить, считай, быть беде. Для нас, водителей трамвая, каждый участок пути небезопасен. Необходимо думать вот так. Иначе ты врежешься в кого-то».
Больше всего нас впечатлила цитата 59-летнего водителя из Мельбурна с 26-летним опытом вождения (п. 2). На вопрос, есть ли в городе безопасные участки путей, он ответил:
Эти исследования позволяют увидеть дорогу глазами водителя трамвая, оценить удобства и риски по ту сторону контроллера.
  1. Березович Е. Л. Еще раз о русском «авось». Ономастика и диалектная лексика, 2004.
  2. ИЦ «Безопасный транспорт». Внутреннее исследование «Оценка работы ЦОДД, портрет нарушителя». Москва, Россия. Октябрь 2021.
  3. «Почему „jaywalking“ (пересечение дороги неположенным образом) так называется». Merriam-Webster.
  4. Choi J., Kim S., Kim S., Hong H., Baik S. Столкновения с пешеходами при пересечении дороги неположенным образом: допустимо ли упускать проблему из виду? Сеул, Южная Корея. Материалы XVI международной конференции Road safety on four continents, 2013.
  5. Dommes A., Granié M.-A., Cloutier M.-S., Coquelet C., Huguenin-Richard F. Пересечение дороги на красный сигнал светофора среди взрослых пешеходов и другие, важные для безопасности, поведенческие модели на регулируемых перекрёстках. Лиль, Франция. Accident Analysis & Prevention, 2015.
  6. Holland C., Hill R. Гендерные различия в факторах, предсказывающих решение пересечь дорогу небезопасным образом среди взрослых пешеходов на протяжении жизни: исследование методом моделирования. Бирмингем, Великобритания. Accident Analysis & Prevention, 2010.
  7. Jason L. A., Liotta R. Как пешеходы пересекают дорогу неположенным образом, когда инфраструктура помогает быстрому прохождению перекрёстка и когда, наоборот, тормозит движение. Чикаго, США. Journal of Applied Behavior Analysis, 1982.
  8. Milgram S. Раскрепощающие эффекты группового давления. США. Journal of Personality and Social Psychology, 1965.
  9. Mullen B., Copper C., Driskell J. E. Пересечение дороги неположенным образом как функция модели поведения. США. Personality and Social Psychology Bulletin, 1990.
  10. Norton P. D. Соперники по улице: Пересечение дороги неположенным образом и изобретение улицы в эпоху двигателей. США. Technology and Culture, 2007.
  11. Ren G., Zhou Zh., Wang W., Zhang Y., Wang W. Как пешеходы пересекают дорогу на регулируемых перекрёстках: исследование методами наблюдения и опроса в Китае. Китай. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2011.
  12. Shiwakoti N., Tay R., Stasinopoulos P. Разработка, тестирование и оценивание плаката о дорожной безопасности, нацеленного на сокращение доли пешеходов, пересекающих перекрёстки неположенным образом. Мельбурн, Австралия. Cognition, Technology & Work, 2020.
  13. Teanby D. N., Gorman D. F., Boot D. A. ДТП с пешеходами в Мерсисайде: доводы в пользу криминализации пересечения дороги неположенным образом. Мерсисайд, Великобритания. International Journal of the Care of the Injured, 1993.
  1. Василий и трамвайчики.
  2. Город для людей: Новая остановка с венской платформой появилась в Ульяновске. 20.09.2021.
  3. Городское хозяйство Москвы: Стромынку благоустроят. 23.07.2021.
  4. грубо говоря: В Щукино в час пик проезжают более 60 трамваев в час. 30.09.2020.
  5. Дептранс Москвы: Максим Ликсутов о московском трамвае. 08.04.2021.
  6. Дептранс Москвы: На Стромынке мини-купер въезжает в автобусную остановку со скоростью 73 км/ч. 17.03.2021.
  7. Его Татрейшество: Волгоградцы наглядно показывают, сколько машин нужно, чтобы перевезти пассажиров одного трамвая. 06.01.2021.
  8. Канал Алексея Радченко: Динамические остановки по запросу трамвая. 13.05.2021.
  9. Канал Алексея Радченко: Приоритетный проезд трамваев на Чертановской и проект платформы на трамвайной остановке. 11.03.2019.
  10. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Если людям удобнее перебежать до остановки, они перебегут — на Чертановской это особенно заметно. 28.01.2020.
  11. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): На Чертановской улице местами запустили приоритет трамвая на светофорах. 10.04.2019.
  12. Новый Дептранс (Канал Даниила Баева): Трамвай — удобный и комфортный транспорт в любую погоду, в т. ч. на Чертановской. Главное — чтобы были платформы на остановках и адаптивные светофоры. 29.12.2020.
  13. Приоритет для ОТ в городах: Новый знак движения по полосам при одной полосе движения + трамвайные пути на Щербаковской улице. 16.04.2018.
  14. Синие Ведерки: Как выглядело бы Садовое кольцо с зелёным разделительным барьером из приподнятого газона и деревьев. 09.06.2020.
  15. Сокольническая закрыта: Трамваи стоят в пробке при короткой зелёной фазе светофора. 19.02.2019.
  16. СпецДорПроект: Адаптивный светофор на ул. Красноказарменной загорается, когда трамвай подъезжает к остановке. 19.01.2021.
  17. Транспорт и депрессия: Как же прекрасна Стромынка без машин! 20.02.2019.
  18. AntRoadPlanner: Живые изгороди — не панацея. 16.12.2021.
Правила дорожного движения и инфраструктура
Мы ссылались на малую часть изученных источников (иначе статья получалась слишком обширной), но решили поделиться всеми, чтобы вы могли углубить знания
  1. «В Москве джип снес людей на остановке, пострадали две женщины». НТВ, 10.07.2015.
  2. «В Москве Hummer сбил двух женщин на трамвайной остановке». ТВЦ, 10.07.2015.
  3. «В Сети горячо обсуждают новую социальную рекламу от ЦОДД». Москва24, 16.01.2020.
  4. Китай: «Z-образные переходы с кустами в роли пешеходных ограждений». XHBY.net, 10.04.2021.
  5. «На Стромынке произошло крупное ДТП». Москва24, 17.03.2021.
  6. «На улицах ВАО появились новые светофоры и дорожные камеры» БеzФормата, 06.05.2021.
  7. «На Чертановской улице ставят ограждение». MR7.ru, 10.10.2008.
  8. «Перейти Уральскую стало легче». Восточный округ, 04.05.2021.
  9. «Последствия ДТП с участием трамвая и кроссовера на юге Москвы — фото, видео». Агентство городских новостей «Москва», 15.08.2021.
  10. «Приоритет общественного транспорта за счёт вмонтированных в трамвайную плитку индуктивных петлевых детекторов». СпецДорПроект, YouTube, 13.09.2019.
  11. Таблица «Скорость движения пешеходов км/ч (по данным Ленинградского НИЛСЭ. 1966 г.)». Dtp-profi.ru.
  12. «Эвакуация автомобиля каршеринга после ДТП на улице Вавилова». Мобильный репортёр, 02.06.2021.
  1. Европейское Сообщество о сотрудничестве в области науки и технологий (COST). Эксплуатация и безопасность трамвайных путей в общественных местах. Евросоюз. 2015.
  2. Лондонская Ассамблея. Безопасность трамваев и автобусов в Лондоне. Лондон, Великобритания. 2020.
  3. Castanier C., Paran F., Delhomme P. Риск столкнуться с трамваем: восприятие пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Франция. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2012.
  4. Kahlouche A., Chaib R. Анализ безопасности трамваев на примере Алжира. Константина, Алжир. Procedia Engineering, 2017.
i. На Проспекте Будённого, 24, запустили светофор: 05.03.2021, 15.04.2021, 06.05.2021.
ii. Где в ВАО изменят движение и включат новые светофоры? 18.08.2020.
i. ДТП на Чертановской улице возле отдела полиции по Центральному Чертаново. Водитель автомобиля не заметил приближающийся трамвай. 18.01.2021.
ii. На Чертановской улице авария возле Сумского проезда. Водитель такси не заметил приближающийся трамвай. 22.03.2021.
iii. На Чертановской улице возле остановки «Детский сад» устанавливают светофор. 14.05.2021, 21.05.2021.
iv. На Чертановской улице возле остановки «Футбольная школа Чертаново» установили светофоры вместо лежачих полицейских. 23.12.2020.
v. На Чертановской улице около трамвайной остановки «Центр творчества» («Верхний Чертановский пруд») поставили новые светофоры. 04.10.2020, 16.10.2020.