Кикшеринг — транспорт «последний мили» и новая модель поведения

Кикшеринг — транспорт «последний мили» и новая модель поведения

Как развивался сервис?

Как развивался сервис?

Сервисы кикшеринга в Москве становятся популярнее с каждым годом. В 2018 году, в год запуска сервиса, для аренды было доступно всего 3150 самокатов. За сезон пользователи совершили порядка 100 тысяч поездок. Сегодня в парке московского кикшеринга — 35 тысяч электросамокатов. Это самый большой парк в Европе. На втором месте Берлин — 25 тысяч, на третьем Рим- порядка 15 тысяч штук. Учитывая большой спрос на поездки, по прогнозам операторов, парк вырастет до 40 тысяч единиц до конца сезона.
Сегодня сервисом активно пользуется больше 1,5 млн человек. Самокаты доступны для аренды во всех районах Москвы и ближайших районах Московской области. При планировании сети мы исходим из потребностей жителей и совместно с операторами открываем станции так, чтобы они были равномерно распределены по городу — внутри МКАД, Садового и Третьего транспортного кольца. Это позволяет разгрузить центр и обеспечить доступным транспортом жителей отдаленных районов города.

В этом году пользователи уже совершили больше 9 млн поездок и за 4 месяца побили рекорд 2021 года (тогда было 8,6 млн поездок). Это также в 4,5 раза больше, чем за весь 2020-й год, когда было 2 млн поездок.

Кикшеринг — не просто развлечение, а востребованный городской транспорт, который позволяет жителям города быстро и с комфортом передвигаться из точки, А в точку Б, повышая транспортную доступность отдельных районов. Мы видим, что большая часть поездок на самокатах (свыше 70%) проходит по транспортному сценарию. Самокаты арендуют, чтобы: доехать до метро, остановки и для коротких поездок внутри и между районами. Средняя поездка на самокате составляет 3 км и длится около 24 минут.
Все больше жителей и гостей города выбирают сервисы шеринга для ежедневных поездок. Это удобный и практичный способ передвижения без лишних временных затрат. Благодаря сервисам пользователи могут строить мультимодальные поездки с самокатами, каршерингом, велосипедами.

В этом году спрос на передвижение на электросамокатах достиг показатели каршеринга. Сегодня в сервисе кикшеринга — 35 тысяч электросамокатов, в каршеринге — 31 тысяча автомобилей. Среднее число поездок за неделю на самокатах — 1,1 млн, на автомобилях каршеринга — 1 млн. Со старта сезона 2022 пользователи уже совершили 350 тыс. мультимодальных поездок с самокатами. И проехали на самокатах 22,3 млн км.

Что нового в сезоне 2022?

Что нового в сезоне 2022?

В этом году операторы обновили свои самокаты: теперь вы сможете арендовать самые современные модели. У новых самокатов появились: держатели для телефона с беспроводной зарядкой, голосовой помощник, двойные подножки для большей устойчивости, номерные знаки, на заднем крыле и по бокам, яркая подсветка для комфортного передвижение в вечернее время.

Для удобства пользователей совместно с операторами аренды самокатов в этом сезоне мы уже установили больше 500 дополнительных велопарковок для завершения аренды на всей территории города.

Что такое «Включи режим безопасности»?

Что такое «Включи режим безопасности»?

«Включи режим безопасности» — это образовательная программа, которую мы запускаем в этом году. Её основная цель — рассказать о правилах безопасного вождения и научить пользователей передвигаться по городу так, чтобы этого было комфортно для всех участников дорожного движения.

Программа содержит несколько этапов — от теоретической части с живыми лекциями до интерактивных тренажеров и прохождения квестов в городе. В рамках обучения мы оборудуем площадку и воссоздадим ситуации, в которые могут попасть пользователи, управляя самокатом. Так, каждый сможет научиться безопасно передвигаться на самокате на практике, не мешая пешеходам. Узнать подробнее и стать участником программы можно здесь.

Что делается для повышения безопасности?

Что делается для повышения безопасности?

Для того, чтобы поездки были безопасными для всех участников дорожного движения в городе оборудованы специальные медленные зоны. Это участки на самых оживленных улицах и в парках, где самокаты могут ехать не быстрее 5−15 км/ч. Снижение скорости происходит по технологии Geofencing — самокаты оснащены специальным оборудованием, поэтому попадая в соответствующую координату, скорость автоматически снижается. Сейчас в городе больше 110 медленных зон, и мы планируем увеличивать их количество.

Электросамокаты в сервисах кикшеринга регулируются Офертой, которая содержит требования по безопасному вождению. Операторы регулируют скорость, технические характеристики и специальные «медленные зоны». Арендовать самокат могут только лица старше 18 лет, для этого перед первой арендой самоката нужно пройти регистрацию в приложении. Максимальная скорость городского самоката — 25 км/ч. Разогнаться быстрее, даже при большом желании не получится. За езду вдвоём, езду в состоянии алкогольного опьянения и нарушение правил парковки предусмотрены сервисные штрафы.

На точках аренды самокатов работают консультанты по безопасности, которые помогают арендовать самокат и напоминают пользователям о правилах управления транспортным средством. Также в приложениях операторов перед началом аренды, пользователям предлагается ознакомиться с правилами безопасного вождения.

Как повысить безопасность поездок на личных самокатах?

Как повысить безопасность поездок на личных самокатах?

Нам важно, чтобы этот популярный вид транспорта был удобным и безопасным для всех. Для этого вместе с Министерством транспорта Российской Федерации мы изучили мировой опыт и подготовили поправки в ПДД РФ, которые урегулируют правовой статус электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Например, мы предлагаем зафиксировать единое определение средств индивидуальной мобильности и вывести СИМ в отдельную категорию транспортных средств.

У всех СИМ должны быть: световозвращатели, передняя фара и задний фонарь, звуковой сигнал, ограничение скорости. Максимальная скорость для СИМ на проезжей части должна быть не выше 25 км/ч. На тротуаре безусловный приоритет у пешеходов, СИМ должны двигаться со скоростью пешеходного потока, а при создании помех — спешиться. Езда на самокате в нетрезвом виде будет считаться правонарушением.
Сейчас человек на самокате приравнивается к пешеходу, и это затрудняет регулирование передвижения такого транспорта. Поправки в ПДД введут понятие СИМ, установят приоритетность передвижения, введут ограничение скорости при движении по городу до 25 км/ч. Но главное, что поправки позволят администрировать СИМ. Подробнее рассказали здесь. Сейчас предложения находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.

Что ещё нужно знать

Что ещё нужно знать

Конечно, не все зависит от правил. Чтобы поездки были безопасными для всех, соблюдайте самокатный этикет — спешивайтесь на пешеходных переходах, не гоняйте на оживленных улицах, одевайте защитные накладки на колени и локти. Помните, что езда вдвоем и управление самокатом в состоянии алкогольного опьянения повышают риск попасть в ДТП.

Серия воркшопов в Новой Москве

Серия воркшопов в Новой Москве

А еще в этом году мы запустили серию воркшопов — круглых столов, где в формате открытой дискуссии вместе с жителями города, урбанистами, операторами аренды самокатов мы обсуждаем работу сервисов и рассматриваем новые варианты развития инфраструктуры. После чего мы изучаем особенности района и определяем локации, где будут установлены велопарковки, а также выявим потребность города в создании «медленных зон». Вместе мы можем сделать кикшеринг еще удобнее — если у вас есть идеи по развитию сервиса, пишите нам на почту sharing@mos.ru.
Приложения Московского транспорта