Дорогой пассажир!
На этой странице Вы узнаете правила оплаты проезда, интересные факты о первых маршрутах городского транспорта и контролерах, а также способах оплаты.
История городского транспорта и профессии «контролер»
Первый в мире автобус назывался «омнибус», так как возле первой автобусной остановки находился магазин с рекламной вывеской «Omnes omnibus» (с фран. «omnes» — всем).
Первый автобус в России был обычной каретой, запряженной лошадьми. Вмещала повозка 10 человек, а проезд стоил 10 копеек. Это было по карману большинству горожан, поэтому транспорт пользовался спросом
Есть легенда, что Николай I был одним из первых пассажиров того первого автобуса, и первый контролер с него настойчиво требовал плату за проезд. Денег у императора с собой не было, но он пообещал прислать их на следующий день. Обещание было выполнено — 10 копеек были присланы, а с ними 25 рублей чаевых верному своей профессии кондуктору — контролеру того времени.
В 2015 году в Волгограде на улице Рабоче-Крестьянской установили памятник первому кондуктору уездных городов России. Именно по этой улице, которая до революции носила название Княгининская, проходила первая трамвайная линия Царицына.
Из-за постоянного развития пассажирских сервисов функции кондукторов расширились. Сегодня мы знаем их как контролеров.
Слово «автобус» придумал русский поэт «Серебряного века» Игорь Северянин в 1912 году
Интересный факт
Регулярное автобусное сообщение в Москве началось в 1924 году. Город рос и развивался, число жителей увеличивалось и трамваи уже не справлялись с нагрузкой.
В 30-е годы кондукторы не только выдавали билеты, но и должны были прекрасно ориентироваться в городе. Кондукторы даже сдавали своего рода экзамен по «москвоведению». Это до сих пор важное требование. Контролеры не только делают механическую работу — проверяют наличие оплаты проезда, но и являются внимательными помощниками. Зачастую они подсказывают пассажирам нужный маршрут и внимательно следят за обстановкой в транспорте.
Появились первые ночные маршруты: по Садовому кольцу и от площади Свердлова до автозавода им. Сталина.
В конце 1937 г. в Москве работал 41 автобусный маршрут
Кондуктор, 1935 год.
(Фото: wikipedia.org), автор: Municipal Archives of Trondheim from Trondheim, Norway
Во время Великой Отечественной войны большая часть автобусов обслуживала военное ведомство.
В январе 1942 года колонна из 40 автобусов вывезла по льду Ладожского озера 169 тыс. ленинградцев-блокадников
Интересный факт
С начала 1945 г. началась работа по восстановлению автобусов, возвращенных с фронта. Одновременно с ремонтом постепенно возобновлялось движение транспорта по маршрутам.
В 1950-е годы в связи с массовой застройкой окраин города автобус стал самым популярным видом пассажирского транспорта.
За время работы контролеры также решали нестандартные задачи. Одна из них — борьба с попрошайничеством на территории метрополитена. В то время деятельность стала угрожать безопасности и комфорту передвижения пассажиров. Совместно с правоохранительными органами инспекторы «Организатор перевозок» патрулировали переходы и вестибюли станций.
Их работа направлена на обеспечение порядка и безопасности в транспорте, а также на повышение уровня оплаты проезда, чтобы продолжать развивать городские маршруты, обновлять автопарк и совершенствовать пассажирские сервисы.
Помимо контроля оплаты проезда сотрудники всегда рады помочь или подсказать удобные маршруты пассажирам. Нередко инспекторы оказывают помощь людям, которым стало плохо в транспорте.
2011 году было создано ГКУ «Организатор перевозок», куда на работу в первый месяц было принято 200 контролеров, прошедших специальное обучение
До приезда скорой помощи контролеры приняли роды у пассажирки у станции метро «Кузьминки»
Интересный факт
Ежедневно за своевременной оплатой проезда в городском транспорте Москвы следят более 500 контролеров ГКУ «Организатор перевозок». В ходе мониторингов сотрудники проверяют соблюдение правил пользования городским транспортом в среднем у 900 тыс. пассажиров ежемесячно.
От турникетов до валидаторов
Сегодня для удобства пассажиров валидаторы находятся у каждой двери. Время проезда сократилось от 5 до 20%, а время посадки — от 5 минут до 30 секунд. Валидаторы нового образца принимают оплату картами «Тройка», билетами «Единый», банковскими и социальными картами, смартфонами с функцией бесконтактных платежей.
В наземном транспорте Москвы турникеты начали устанавливать с начала 2000-х
Через некоторое время специалисты выявили ряд неудобств — долгая посадка и высадка пассажиров, нарушение расписания движения, а безбилетники все равно оставались. Власти посчитали, что убытки от неоплаченного проезда намного меньше, чем от задержек транспорта.
В 2018 году турникеты сняли. Пассажиры стали экономить на поездках до 20 минут. Однако у москвичей появилась новая проблема — в часы пик приходилось прорываться к валидаторам, которые есть не у всех дверей.
Способы оплаты проезда
Оплата проезда банковской картой или смартфоном
При проверке оплаты проезда необходимо приложить свою бесконтактную банковскую карту или смартфон к устройству контролёра. Оно не взаимодействует с персональными данными — контролёр увидит только факт оплаты проезда.
Оплатить проезд можно с помощью банковской карты или системы бесконтактной оплаты. Убедитесь, что на валидаторе загорелся зелёный сигнал.
При проверке оплаты проезда необходимо приложить свою бесконтактную банковскую карту или смартфон к устройству контролёра. Оно не взаимодействует с персональными данными — контролёр увидит только факт оплаты проезда.

Оплатить проезд можно с помощью банковской карты или системы бесконтактной оплаты. Убедитесь, что на валидаторе загорелся зелёный сигнал.
Система Face Pay
Face Pay — это способ для полностью бесконтактной оплаты проезда.
Оплатить проезд по Face Pay очень просто: нужно встать на специальный черный стикер перед турникетом и посмотреть в установленную на турникете камеру. Створки откроются, а деньги за проезд спишутся с привязанной банковской карты.
Чтобы использовать сервис, нужно пройти регистрацию в мобильном приложении «Метро Москвы», привязать фотографию своего лица, «Тройку» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда.
Face Pay — это способ для полностью бесконтактной оплаты проезда.

Чтобы использовать сервис, нужно пройти регистрацию в мобильном приложении «Метро Москвы», привязать фотографию своего лица, «Тройку» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда.

Оплатить проезд по Face Pay очень просто: нужно встать на специальный черный стикер перед турникетом и посмотреть в установленную на турникете камеру. Створки откроются, а деньги за проезд спишутся с привязанной банковской карты.
Оплата проезда билетом «Единый»
Оплатить проезд на московском городском транспорте можно также с помощью бумажной карты с тарифом «Единый» на 1 или 2 поездки, которые продаются в кассах метро и билетных автоматах. Также доступны варианты на 1 или 3 суток.
«Единый» можно приобрести на 60 поездок, 30, 90 или 365 дней или «ТАТ» для проезда на городском наземном транспорте.
Единые проездные билеты без лимита поездок на 1, 3 суток, записанные на бумажный бланк билета, не предоставляют права проезда на МЦД.
Оплатить проезд на московском городском транспорте можно также с помощью бумажной карты с тарифом «Единый» на 1 или 2 поездки, которые продаются в кассах метро и билетных автоматах. Также доступны варианты на 1 или 3 суток.

«Единый» можно приобрести на 60 поездок, 30, 90 или 365 дней или «ТАТ» для проезда на городском наземном транспорте.

Единые проездные билеты без лимита поездок на 1, 3 суток, записанные на бумажный бланк билета, не предоставляют права проезда на МЦД.
Оплата проезда картой «Тройка»
Для оплаты проезда приложите «Тройку» к терминалу или валидатору при входе в метро или наземный транспорт. Убедитесь, что на валидаторе загорелся зелёный сигнал.
После онлайн пополнения баланса необходимо активировать баланс карты «Тройка», приложив к жёлтому терминалу в вестибюлях метро или к валидатору в салоне наземного общественного транспорта. Владельцам смартфонов с операционной системой Android и модулем NFC достаточно приложить карту «Тройка» к задней крышке телефона, по инструкции оплатить билет и записать на карту.
Пополнить карту «Тройка» можно через приложения «Метро Москвы», «Московский транспорт», через сайт mos.ru, личные кабинеты большинства банков, в кассах на станциях метро, автоматах по продаже проездных билетов.
Для оплаты проезда приложите «Тройку» к терминалу или валидатору при входе в метро или наземный транспорт. Убедитесь, что на валидаторе загорелся зелёный сигнал.

Пополнить карту «Тройка» можно через приложения «Метро Москвы», «Московский транспорт», через сайт mos.ru, личные кабинеты большинства банков, в кассах на станциях метро, автоматах по продаже проездных билетов.

После онлайн пополнения баланса необходимо активировать баланс карты «Тройка», приложив к жёлтому терминалу в вестибюлях метро или к валидатору в салоне наземного общественного транспорта. Владельцам смартфонов с операционной системой Android и модулем NFC достаточно приложить карту «Тройка» к задней крышке телефона, по инструкции оплатить билет и записать на карту.
Сегодня пополнить баланс можно даже в салоне автобуса. Подробнее о способах пополнения проездных билетов здесь
Правила оплаты проезда
Правило №1
Пассажир обязан оплатить проезд при входе в транспорт. Если вы не отметили проезд у валидатора — он считается безбилетным.
Правило №2
Наличие долгосрочных билетов или льготные основания для проезда не являются гарантией оплаты проезда. Важно отметить поездку у валидатора при входе в транспорт, даже если проездной является безлимитным или социальным. Отмеченная поездка является гарантией получения страховой выплаты.
Правило №3
Не оплачивайте проезд за нескольких человек сразу. Подготовьтесь к поездке заранее. Каждый пассажир должен иметь свой проездной билет.
Правило №4
Пассажир должен убедиться, что оплата прошла и дождаться зелёной галочки на валидаторе. Если один из валидаторов не работает, сообщите об этом водителю и оставьте оставьте заявку через контакт-центр «Московский транспорт» по номеру 3210 (круглосуточно).
Правило №5
Если у вас с собой крупногабаритный багаж или вы провозите питомца, занимая отдельное сидение, то понадобится дополнительный билет. Стоимость проезда — как за отдельного пассажира.
Правило №1
Пассажир обязан оплатить проезд при входе в транспорт. Если вы не отметили проезд у валидатора — он считается безбилетным.
Правило №2
Наличие долгосрочных билетов или льготные основания для проезда не являются гарантией оплаты проезда. Важно отметить поездку у валидатора при входе в транспорт, даже если проездной является безлимитным или социальным. Отмеченная поездка является гарантией получения страховой выплаты.
Правило №3
Не оплачивайте проезд за нескольких человек сразу. Подготовьтесь к поездке заранее. Каждый пассажир должен иметь свой проездной билет.
Правило №4
Пассажир должен убедиться, что оплата прошла и дождаться зелёной галочки на валидаторе. Если один из валидаторов не работает, сообщите об этом водителю и оставьте оставьте заявку через контакт-центр «Московский транспорт» по номеру 3210 (круглосуточно).
Правило №5
Если у вас с собой крупногабаритный багаж или вы провозите питомца, занимая отдельное сидение, то понадобится дополнительный билет. Стоимость проезда — как за отдельного пассажира.
Проверьте свои знания
ТЕСТ
Заполните, пожалуйста, анкету. Это быстро и конфиденциально!