ВОЗВРАЩЕНИЕ
«ПОРТА ПЯТИ МОРЕЙ»
ВОЗВРАЩЕНИЕ
«ПОРТА
ПЯТИ МОРЕЙ»
Об истории Северного речного вокзала
Северный речной вокзал — один из двух речных вокзалов Москвы. Он является объектом культурного наследия регионального значения, популярным у туристов транспортным объектом — отсюда отправляются круизные теплоходы в Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострому, Самару, Саратов, Городец, Мышкин, Тверь, Тутаев, на Валаам.

Здание строили с 1932 по 1937 годы по проекту советского архитектора Алексея Михайловича Рухлядева.
Возведение здания проходило одновременно со строительством Северной гавани Московского порта канала Москва-Волга. Речной вокзал стал её главной доминантой, логическим и композиционным центром, в 1987 году его признали памятником архитектуры.
Вокзал спроектирован и построен в духе своего времени — «социалистического реализма» в искусстве и архитектуре. В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.
Вокзал спроектирован и построен в духе своего времени — «социалистического реализма» в искусстве и архитектуре. В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.
В архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала главная тема — представление Москвы как «порта пяти морей». Благодаря открытию Канала имени Москвы в 1930-х столица через Волгу получила прямой выход в сеть других крупных каналов, построенных в советское время: Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского и, возникшего чуть позже, Волго-Донского. Таким образом, отправившись от Северного речного вокзала, можно было на самом деле побывать на пяти морях: Чёрном, Белом, Балтийском, Азовском и Каспийском. Такая возможность сохраняется и сейчас — более того, добраться в Москву по воде можно практически из любой точки мира.
Северный речной вокзал — главное парадное сооружение Канала им. Москвы. Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали. Выразительный силуэт здания напоминает формы приплывающих к нему двухпалубных теплоходов.
Северный речной вокзал — главное парадное сооружение канала им. Москвы. Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали. Выразительный силуэт здания напоминает формы приплывающих к нему двухпалубных теплоходов.
Центральная часть с главным входом и башней — тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн — будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне — мачта, на которую еще не водрузили парус.

Здесь три этажа, но со стороны парка из-за перепада рельефа видно только два из них. К набережной спускается величественная парадная лестница.
Интересно

Восстановление медальонов оказалось непростой задачей из-за хрупкости, к тому же, сохранность одного из них составляла всего 50%. Реставраторы справились с этой задачей и медальон сможет сохраниться еще 30-40 лет.

Во время восстановления зала ресторана при расчистке пола специалисты обнаружили целых шесть слоев паркета. Дело в том, что в советское время у ресторана часто сменялось руководство, и каждый новый руководитель делал ремонт «под себя».

Существует легенда, что часть механизма башенных часов была перемещена с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске, но подтвердить или опровергнуть легенду в процессе реставрации не удалось.
По замыслу его создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. На вокзале работали парикмахерская, обувной салон, агитпункт, игровые комнаты для детей, первоклассный ресторан, а вокруг здания был создан обширный парк, украшенный фонтанами и скульптурами.

В его создании участвовали многие знаменитые архитекторы, художники и скульпторы того времени.
Знаменитая звезда, венчавшая шпиль Северного речного вокзала, была изготовлена по эскизам именитого театрального художника, лауреата 5 сталинских премий Федора Федоровского. Иногда эту звезду ошибочно называют звездой со Спасской башни Кремля, снятой в 1937 году. Однако главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев писал, что звезда создана «наподобие кремлевских».

Неслучайно облик Северного речного вокзала был запечатлен в десятках кинофильмов, начиная со знаменитой «Волги-Волги».
Знаменитая звезда, венчавшая шпиль Северного речного вокзала, была изготовлена по эскизам именитого театрального художника, лауреата 5 сталинских премий Федора Федоровского. Иногда эту звезду ошибочно называют звездой со Спасской башни Кремля, снятой в 1937 году. Однако главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев писал, что звезда создана «наподобие кремлевских».

Неслучайно облик Северного речного вокзала был запечатлен в десятках кинофильмов, начиная со знаменитой «Волги-Волги».
Интересно

Решением Исполкома Моссовета от 23 марта 1987 г. N 647 «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» постройке был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения с наименованием «Северный речной вокзал, 1932-1937 гг.,
арх. А.И. Рухлядев» по адресу: Ленинградское шоссе, д. 51.
При этом в название объекта закралась ошибка: были неверно указаны инициалы архитектора Алексея Михайловича Рухлядева.
Северный речной вокзал в кино
Хронология строительства
1
1933-1937
строительство здания Северного речного вокзала
2
1938
установка фонтанов во внутренних дворах на торцах здания, монтаж фаянсовых дисков с расписными барельефами на порталы
3
1946
обследование и ремонт плоской крыши
4
1978-1979
работы по реставрации здания Северного речного вокзала
5
1987
зданию вокзала присвоили статус памятника архитектуры и передали на баланс г. Москвы
6
1990-е
из-за уменьшения объёма пассажирских перевозок Северный речной вокзал был практически закрыт. Здание отдали в аренду торговым ларькам и использовали как рынок. Начиная с этого времени здание начало приходить в упадок и до недавних пор находилось в аварийном состоянии
7
2005
из-за нарушения гидроизоляции кровли из всех помещений функционировал только ресторан.
Здание находилось без коммуникаций, необходимых для его эксплуатации. Практически на 15 лет вокзал оказался «потерян» для посетителей
8
26 января 2018
начало проектных изысканий и работ
9
2018
завершена разработка проекта реставрации, включая разработку комплекса противоаварийных работ
10
Май 2019
закончены противоаварийные работы и заключен договор на выполнение реставрационных работ
Колонны главного входа вокзала:

На колоннах центрального входа расположены 24 больших фарфоровых медальона Ломоносовского фарфорового завода диаметром 1,5 метра каждый. Изготовлены и расписаны вручную. Здесь изображены знаковые объекты того времени: мавзолей им. Ленина, Кремль, здание метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанция и даже не построенная сталинская высотка. Все медальоны восстановлены и приведены в оригинальную форму.
Реставрация:
Фонари в виде ландышей на крыше

Произведены работы по устройству новых подводящих электросетей, восстановлению утраченных элементов, окраске, замене осветительных приборов.
Холл вокзала

В главном холле вокзала, под потолком, расположились гербы Советских республик. Над главным входом они выполнены в виде окон, гербы нарисованы на стекле. Потолок сделан кессонами с живописью гризайл – это специальная техника, которая придает рисунку объем, ею часто заменяют лепнину. Пол также выполнен из мрамора.
Шпиль со звездой

27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы.

Реставрационные работы восстановили исторический облик здания и сохранили все элементы.

В июле 2019 года со шпиля Северного речного вокзала демонтировали звезду для последующей реставрации. Её снимали с помощью 100-тонного крана в течение 2-х часов. При демонтаже был зафиксирован вес в 700 кг.

Звезда вписывается в окружность диаметром 5 метров, с двух сторон расположены накладные элементы из нержавеющей стали – серп и молот.

В процессе реставрации восполнены утраченные камни, отреставрирована позолота и серебрение.
Башенные часы

Восстановлен исторический облик циферблата (замена утраченных частей, окраска и защита от коррозии, восстановление позолоты). Первоначальный механизм часов утрачен. Произведена замена механизма часов (с применением современных средств автоматизации). Теперь часы имеют максимальную точность хода.
Четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец

Выполнены из бетона, к началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Металлический каркас полностью проржавел, многие части были утрачены. Реставраторами было принято решение о снятии копий и изготовлении новых моделей с применением того же материала.
Якоря

Выполнена их расчистка, грунтовка
и покраска.
Фарфоровые медальоны.
Восстановлены все 24 фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра.
Реставрация:

- Облицовка искусственным мрамором стен в интерьерах. Устранены трещины, произведены работы по расчистке и смыву загрязнений, восстановлен изначальный цвет и фактура материала.

- Панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы. Выполнены работы по реставрации живописи. Под одним панно была обнаружена неоконченная роспись – вероятно, в процессе стройки были принято решение устанавливать живопись на холстах.
Архитектурные особенности
здания Северного речного вокзала
Архитектурные особенности здания Северного речного вокзала
Колонны главного входа вокзала:

На колоннах центрального входа расположены 24 больших фарфоровых медальона Ломоносовского фарфорового завода диаметром 1,5 метра каждый. Изготовлены и расписаны вручную. Здесь изображены знаковые объекты того времени: мавзолей им. Ленина, Кремль, здание метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанция и даже не построенная сталинская высотка. Все медальоны восстановлены и приведены в оригинальную форму.
Фонари в виде ландышей на крыше

Произведены работы по устройству новых подводящих электросетей, восстановлению утраченных элементов, окраске, замене осветительных приборов.
Холл вокзала

В главном холле вокзала, под потолком, расположились гербы Советских республик. Над главным входом они выполнены в виде окон, гербы нарисованы на стекле. Потолок сделан кессонами с живописью гризайл – это специальная техника, которая придает рисунку объем, ею часто заменяют лепнину. Пол также выполнен из мрамора.
В июле 2019 года со шпиля Северного речного вокзала демонтировали звезду для последующей реставрации. Её снимали с помощью 100-тонного крана в течение 2-х часов. При демонтаже был зафиксирован вес в 700 кг.

Звезда вписывается в окружность диаметром 5 метров, с двух сторон расположены накладные элементы из нержавеющей стали – серп и молот.

В процессе реставрации восполнены утраченные камни, отреставрирована позолота и серебрение.
Башенные часы

Восстановлен исторический облик циферблата (замена утраченных частей, окраска и защита от коррозии, восстановление позолоты). Первоначальный механизм часов утрачен. Произведена замена механизма часов (с применением современных средств автоматизации). Теперь часы имеют максимальную точность хода.
Четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец

Выполнены из бетона, к началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Металлический каркас полностью проржавел, многие части были утрачены. Реставраторами было принято решение о снятии копий и изготовлении новых моделей с применением того же материала.
Якоря

Выполнена их расчистка, грунтовка и покраска.
Фарфоровые медальоны.
Восстановлены все 24 фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра.
Реставрация:

- Облицовка искусственным мрамором стен в интерьерах. Устранены трещины, произведены работы по расчистке и смыву загрязнений, восстановлен изначальный цвет и фактура материала.

- Панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы. Выполнены работы по реставрации живописи. Под одним панно была обнаружена неоконченная роспись – вероятно, в процессе стройки были принято решение устанавливать живопись на холстах.
Шпиль со звездой

27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы.

Реставрационные работы восстановили исторический облик здания и сохранили все элементы.
Вокзал сегодня
После реставрации здание Северного речного вокзала включает в себя ресторанный комплекс, зоны туроператоров, поп-ап Музея транспорта Москвы со сменяющими друг друга временными экспозициями, зону для представительских мероприятий с современным конференц-залом и комфортными переговорными. Открытые пространства вокзала — смотровые балюстрады и крыша-терраса, — предназначены для комфортного летнего отдыха.
Также в будущем откроются сувенирные магазины.

Проект реставрации Северного речного вокзала, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривал возрождение исторической функции вокзала как транспортного объекта и места для круглогодичного отдыха москвичей. Кроме того, вокзал-дворец может быть вновь использован для киносъемок и проведения важных общегородских мероприятий. Музей в здании вокзала будет служить точкой притяжения для всех, кто интересуется историей московского транспорта.

Речная навигация в московской акватории теперь будет открываться и закрываться только на Северном речном вокзале.
Крыша вокзала — смотровая площадка, открывающая прекрасную панораму на Химкинское водохранилище и шлюз №7
Крыша вокзала — смотровая площадка, открывающая прекрасную панораму на Химкинское водохранилище и шлюз №7
Набережная и парк Северного речного вокзала
Северный речной вокзал открыл свои двери для пассажиров, и прилегающая к речному вокзалу территория вновь стала доступна для гуляющих.

Капитально отремонтированы все 17 причалов Северного речного вокзала. Для комфорта пассажиров круизных судов ограждена зона посадки и высадки, обустроены новые зоны досмотра, доступные и для маломобильных граждан.

Выделена отдельная зона для экскурсионно-прогулочных маршрутов — с 7 по 12 причал.

В парке Северного речного вокзала были восстановлены и реставрированы исторические фонтаны и скульптуры. На большой площади перед зданием вокзала расположился новый сухой светодинамический фонтан. Он не мешает величественному виду на вокзальной центральной аллее и будет местом притяжения детей в летние месяцы.

Для отдыха и развлечений посетителей обустроены 11 детских и спортивных площадок, где можно поиграть в стритбол, настольные игры, пинг-понг, бадминтон и другие подвижные игры, популярные в 30-60-е годы прошлого века. Зимой можно будет покататься на коньках.
Вдоль набережной появилась мини-копия «Канала им. Москвы»:
искусственный ручей
Ручей разделен на 5 фрагментов и частично повторит форму
настоящего канала
Инфраструктура
На набережной, помимо кафе и ресторанов, будут расположены кассы по продаже билетов на экскурсионно-прогулочные маршруты.

Одновременно на набережной могут прогуливаться не менее 2,5 тысяч человек.
После реконструкции причалы могут принимать до 4 судов одновременно, и до 24 судов в сутки.

Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1,5 миллионов пассажиров за сезон.
Стиль оформления набережной и других пространств около вокзала выдержан в единой речной тематике. Посетителей ждут натуральные материалы и спокойные цвета: белый, серый и бежевый. Интересна и стилизация мест для отдыха — некоторые скамейки выполнены в виде гальки, а зоны отдыха застланы деревянными настилами. Кроме того, неподалеку от здания вокзала на откосе сделан амфитеатр на 100 человек.

В теплую погоду остекление павильонов кафе будет складываться «гармошкой», образуя общее пространство.
Все бассейны оснащены подогревом, вода в них проходит через специальную систему очистки. Зона будет оборудована шезлонгами и зонтиками для защиты от солнца. Также в зоне будет марина для яхт, катеров и других маломерных судов. В павильоне для посетителей установят душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец, кассовый блок. У воды оборудуют место спасателя.

Взрослые смогут поплавать в двух водоемах глубиной 1 и 1,5 метра, а самые юные гости — в детском бассейне глубиной 0,5 метра.

Зона отдыха начнет свою работу к началу следующего пляжного сезона.
— Александр Поляков,
директор ГБУ "МосТрансПроект"

В заливе появилась зона отдыха с бассейнами,
вмещающая 200 человек

В заливе появилась зона отдыха с бассейнами,
вмещающая 200 человек

Транспорт
Для комплекса СРВ создана новая транспортная схема, предполагающая организацию пересадки пассажиров с туристических автобусов на электрошаттлы, которые бесплатно доставят их до причала.
Важно, что проезд на набережную будет доступен только для электрошаттлов и логистического транспорта. Такая мера позволит создать комфортное пространство для посетителей СРВ.

Парковки легковых автомобилей предусматриваются в трех парковочных карманах вдоль Ленинградского шоссе, а также на прилегающей к парку территории.
Всего создано 218 парковочных мест.

В ближайшие годы планируется построить пассажирскую канатную дорогу между станциями метро "Сходненская" и "Речной вокзал".

Канатная дорога длиной 2,3 км соединит соседние районы – Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем, сократив время в пути для пассажиров общественного транспорта в 5-6 раз – с 45 до 7-10 минут.

Открытие канатной дороги предварительно намечено на 2023 г.
Интересно

На электрокарах передвигаться будут даже полицейские,
обеспечивающие порядок на территории
Заряжаться электромобили могут с помощью специальных зарядных станций в антивандальном исполнении. Они оснащены двумя разъемами для зарядки транспорта.
Для полного заряда батареи необходимо 8-9 часов.
Благодаря электрическим шаттлам будет сохранена
экология водохранилища и прилегающего парка

53 пассажирских электромобиля
включая электромобили повышенной комфортности (VIP)
3
электромобиля
для людей с ограниченными возможностями
10 небольших грузовых электромобилей
грузоподъемностью
до 1000 кг
Детский
электропоезд
для самых юных
посетителей парка
Карта территории
Как добраться?
На метро, затем пешком от станции метро "Речной вокзал"

На автобусах № 243, 342, 350, 370, 437, 440, 465, 482, 905, н1 (ночной), т43 и т6 до остановки "Северный речной вокзал"

Часы работы вокзала:
8:00 - 20:00