Коротко и по делу
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Как москвичи ездят на арендных велосипедах
КОРОТКО И ПО ДЕЛУ
Как москвичи ездят на арендных велосипедах
Камерный квинтет
Коротко и по делу
Камерный квинтет
КОРОТКО И ПО ДЕЛУ
Как москвичи ездят на арендных велосипедах
Мы изучили популярные маршруты Велобайков: в Москве арендой велосипедов чаще всего пользуются для коротких поездок. Например, на Велобайках передвигаются от метро до дома или между двумя соседними станциями аренды.
Мы изучили популярные маршруты Велобайков: в Москве арендой велосипедов чаще всего пользуются для коротких поездок. Например, на Велобайках передвигаются от метро до дома или между двумя соседними станциями аренды.
В статье расскажем:
В статье расскажем:
Как работали с данными
Взяли статистику Велобайка за 2019−2020 и апрель–май 2021: количество, продолжительность и географию поездок, а также расположение дорожек. Из-за самокатного бума летом и осенью 2021 мы исключили из анализа эти периоды. Про них мы рассказали отдельно в нашей годовой аналитике.
Ранее велосипеды передавали сигналы только о начале и конце аренды, поэтому мы рассчитывали не фактическую длину поездки, а расстояние от стартовой станции до конечной. С 2022 года в систему будет попадать полная траектория поездок. Все данные мы проанализировали в динамике и подсчитали средние значения.
  • Как используют велосипед
  • Как используют
    велосипед
Велосипед часто используется как транспорт для коротких поездок, что видно по популярным маршрутам. Так, расстояние между точками старта и финиша в среднем составляет 1,6 км, а поездки длятся около 36 минут. Причём каждые два маршрута из трёх завершаются за полчаса. Последнее может быть связано с условиями аренды: самый экономичный тариф даёт неограниченный доступ к 30-минутным поездкам.
Велосипед часто используется как транспорт для коротких поездок, что видно по популярным маршрутам. Так, расстояние между точками старта и финиша в среднем составляет 1,6 км, а поездки длятся около 36 минут. Причём каждые два маршрута из трёх завершаются за полчаса. Последнее может быть связано с условиями аренды: самый экономичный тариф даёт неограниченный доступ к 30-минутным поездкам.
В центре
Внутри Садового кольца и у Воробьёвых гор очень востребованы велополосы, велопешеходные и велодорожки. То же самое наблюдается, например, вдоль Люсиновской улицы: там выделяются арендные станции у метро «Добрынинская» и метро «Тульская», которые расположены рядом с велоинфраструктурой.
В центре
Внутри Садового кольца и у Воробьёвых гор очень востребованы велополосы, велопешеходные и велодорожки. То же самое наблюдается, например, вдоль Люсиновской улицы: там выделяются арендные станции у метро «Добрынинская» и метро «Тульская», которые расположены рядом с велоинфраструктурой.
Где ездили на велосипедах
Где ездили на велосипедах

Велопоездки

с 2019 по май 2021
  • 100–2 800
  • 2 800–10 800
  • 10 800–35 800
  • Велоинфраструктура
Зелёные линии не отражают траектории поездок, а соединяют станции начала и конца аренды
Зелёные линии не отражают траектории поездок, а соединяют станции начала и конца аренды
Однако популярность маршрутов и мест зависит не столько от наличия велоинфраструктуры, сколько от расположения станций Велобайка. Это хорошо заметно в исторических районах Хамовники и Миусы, где активность велосипедистов привязана к точкам аренды. Москвичи предпочитают короткие поездки между соседними станциями, а не дальние маршруты в пределах нескольких районов.
Однако популярность маршрутов и мест зависит не столько от наличия велоинфраструктуры, сколько от расположения станций Велобайка. Это хорошо заметно в исторических районах Хамовники и Миусы, где активность велосипедистов привязана к точкам аренды. Москвичи предпочитают короткие поездки между соседними станциями, а не дальние маршруты в пределах нескольких районов.
С каких станций велосипедисты начинали поездки
С каких станций велосипедисты начинали поездки

Популярность станций

Число поездок
с 2019 по май 2021
  • 300–11 300
  • 11 300–27 000
  • 27 000–50 000
  • 50 000–113 500
  • 113 500–195 000
  • Велоинфраструктура
От этих станций начинали поездку 100 и более раз в год
От этих станций начинали поездку 100 и более раз в год
На периферии
За пределами центра велосипед — тоже средство микромобильности, которое используют для коротких маршрутов. Например, популярен путь от метро «Университет» до Главного здания МГУ: с 2019 по май 2021 велосипедисты проехали по нему более 20 тыс. раз. Студентов и сотрудников университета привлекает не только возможность сократить время, но и удобная инфраструктура.
На периферии
За пределами центра велосипед — тоже средство микромобильности, которое используют для коротких маршрутов. Например, популярен путь от метро «Университет» до Главного здания МГУ: с 2019 по май 2021 велосипедисты проехали по нему более 20 тыс. раз. Студентов и сотрудников университета привлекает не только возможность сократить время, но и удобная инфраструктура.
Одна из причин популярности маршрута к МГУ — наличие велоинфраструктуры
Одна из причин популярности маршрута к МГУ — наличие велоинфраструктуры
Курьеры обычно совершают короткие поездки и часто пользуются станциями рядом со скоплением кафе и ресторанов, чтобы за одну поездку забрать заказы из нескольких заведений и отправиться дальше. По этой причине ещё одни популярные точки аренды — у метро, ТЦ и рынков-фудмоллов.
Курьеры обычно совершают короткие поездки и часто пользуются станциями рядом со скоплением кафе и ресторанов, чтобы за одну поездку забрать заказы из нескольких заведений и отправиться дальше. По этой причине ещё одни популярные точки аренды — у метро, ТЦ и рынков-фудмоллов.
В Новой Москве
В районах новостроек жители доезжают на велосипедах до метро или, наоборот, возвращаются от станций домой. Велосипед позволяет сократить время в пути. Так, жители Московского пользуются велопрокатом, чтобы добраться до метро «Филатов луг». Причём велосипедисты начали ездить по короткому маршруту ещё до открытия асфальтовой дороги, что показывает востребованность велосипеда как средства микромобильности.
В Новой Москве
В районах новостроек жители доезжают на велосипедах до метро или, наоборот, возвращаются от станций домой. Велосипед позволяет сократить время в пути. Так, жители Московского пользуются велопрокатом, чтобы добраться до метро «Филатов луг». Причём велосипедисты начали ездить по короткому маршруту ещё до открытия асфальтовой дороги, что показывает востребованность велосипеда как средства микромобильности.
Официально дорога между метро «Филатов Луг» и г. Московским была открыта только в сентябре 2021
Официально дорога между метро «Филатов Луг» и г. Московским была открыта только в сентябре 2021
  • Что мы узнали
  • Что мы узнали





Москвичи предпочитают небольшие по времени и расстоянию поездки между близкими станциями аренды. Среднее время в пути составляет 36 минут.





Развитая велоинфраструктура и доступность станций аренды привлекает велосипедистов в центр города — именно там проходит много популярных маршрутов.


За пределами центра москвичи тоже активно используют велосипед для коротких поездок. Так, распространены пути от станций метро и к другим точкам притяжения. А курьеры стараются за один маршрут объехать несколько ресторанов — экономят время.
Москвичи предпочитают небольшие по времени и расстоянию поездки между близкими станциями аренды. Среднее время в пути составляет 36 минут.
Развитая велоинфраструктура и доступность станций аренды привлекает велосипедистов в центр города — именно там проходит много популярных маршрутов.
За пределами центра москвичи тоже активно используют велосипед для коротких поездок. Так, распространены пути от станций метро и к другим точкам притяжения. А курьеры стараются за один маршрут объехать несколько ресторанов — экономят время.











Москвичи предпочитают небольшие по времени и расстоянию поездки между близкими станциями аренды. Среднее время в пути составляет 36 минут.










Развитая велоинфраструктура и доступность станций аренды привлекает велосипедистов в центр города — именно там проходит много популярных маршрутов.






За пределами центра москвичи тоже активно используют велосипед для коротких поездок. Так, распространены пути от станций метро и к другим точкам притяжения. А курьеры стараются за один маршрут объехать несколько ресторанов — экономят время.

Константин Трудик
консультант краснодарского велопроката Lucky Bike и российской велодоставки Broniboy, эксперт просветительского проекта «Пора за вело»
Что думает эксперт

Стереотип «велосипед — это несерьёзное развлечение» уже себя изжил. Велотранспортные поездки — это не про светлое будущее, а будни многих людей. Например, в Краснодаре карта велопоездок практически полностью соответствует карте пробок. Хорошо видно именно транспортное использование: загружены в основном магистрали, велосипедисты повторяют маршруты автомобилей — например, используют широкие улицы с наибольшим приоритетом. Именно это — самый мощный драйвер роста велошеринга: переход от рекреационных поездок к транспортным вызывает кратное увеличение их общего числа.
Благодарим за материалы Noto Emoji / Google Fonts, Mapbox, CartoDB и OpenStreetMap
Что думает эксперт
Константин Трудик
консультант краснодарского велопроката Lucky Bike и российской велодоставки Broniboy, эксперт просветительского проекта «Пора за вело»
Стереотип «велосипед — это несерьёзное развлечение» уже себя изжил. Велотранспортные поездки — это не про светлое будущее, а будни многих людей. Например, в Краснодаре карта велопоездок практически полностью соответствует карте пробок. Хорошо видно именно транспортное использование: загружены в основном магистрали, велосипедисты повторяют маршруты автомобилей — например, используют широкие улицы с наибольшим приоритетом. Именно это — самый мощный драйвер роста велошеринга: переход от рекреационных поездок к транспортным вызывает кратное увеличение их общего числа.
Благодарим за материалы Noto Emoji / Google Fonts, Mapbox, CartoDB и OpenStreetMap