КАМЕРНЫЙ КВИНТЕТ
Как камеры в спальных районах отслеживают нарушения ПДД и делают улицы безопаснее
Камерный квинтет
КАМЕРНЫЙ КВИНТЕТ
Как камеры в спальных районах отслеживают нарушения ПДД и делают улицы безопаснее
Камерный квинтет
Камерный квинтет
КАМЕРНЫЙ КВИНТЕТ
Как камеры в спальных районах отслеживают нарушения ПДД и делают улицы безопаснее
Камерный квинтет
Изучили данные с дорожных камер и посмотрели, насколько спокойнее они делают город. Увидели, что камеры серьёзно снижают число нарушений и ДТП на опасных участках,
а также помогают понять, как следует изменить инфраструктуру.
Изучили данные с дорожных камер и посмотрели, насколько спокойнее они делают город. Увидели, что камеры серьёзно снижают число нарушений и ДТП на опасных участках, а также помогают понять, как следует изменить инфраструктуру.
В статье расскажем
В статье расскажем
В этой статье используем внутренние данные ЦОДД, например материалы инновационного центра «Безопасный транспорт». Мы не можем поделиться самими исследованиями, так как в них содержится закрытая информация. Вместо этого указываем источник и упоминаем экспертов ЦОДД.
Как работали с данными
С какими данными работали
Однако у методологии были сложности: в выборку попадали промзоны рядом с МКАД и дублёры магистралей. Такие территории отличались по характеру дорожного движения от типичных спальных районов, что размывало фокус исследования.
В исследовании использовали данные ГИБДД за период с 3 апреля 2018 по 14 октября 2021. Сосредоточились на пяти камерах, которые работали в спальных районах и зафиксировали больше нарушений, чем другие.
Хотели проанализировать районы, где живёт много людей, а дорожное движение относительно спокойное. В Москве нет общепринятого разделения на спальные районы и другие, и сначала мы решили ориентироваться на классификацию и карту «Экономический профиль районов Москвы», составленную географом Ольгой Вендиной в 2012 году.
  • Камеры на Южнопортовой улице и в Коломенском проезде фиксируют только превышения скорости. Чтобы разнообразить анализ, отказались от точки в Коломенском в пользу камеры на Широкой улице.
  • На Широкой улице находились сразу три камеры из списка — объединили их в общий пункт для анализа.
  • На улице Народного ополчения восьмиполосное движение и разделительные отбойники, характерные для магистральных дорог. Подобное дорожное движение не подходило под критерии исследования, этой точке предпочли камеру на улице Миклухо-Маклая.
Когда говорим о всплеске или росте числа нарушений, мы имеем в виду пиковые значения в сравнении со средним уровнем в конкретной точке, а не в контексте среднего числа по всему городу. Нам интересны даже небольшие цифры, которые отклоняются от среднего значения. Всё-таки исследование ограничено пятью конкретными точками, и в любых локальных аномалиях могут проявиться признаки более масштабных проблем.
  1. Построили буферы с радиусом 150 м вокруг земельных участков с жилыми домами и объединили наслаивающиеся. Так включили в анализ и территории жилых домов, и прилегающие улицы.
  2. Убрали из выборки ЦАО и Зеленоград, а также крупные шоссе, магистрали и проспекты.
3. Проверили по панорамам улиц, действительно ли в выбранных участках располагаются жилые кварталы.
Как выбирали спальные районы
У методологии было существенное ограничение: на момент скачивания в набор данных с участками межевания жилых кварталов почти не были включены районы Новой Москвы. Сочли это допустимым, так как мы исследовали не отличия автомобилистов в разных округах, а общие для всего города паттерны.
Пять камер для анализа выбрали так:
  • В центре сосредоточена жизнь города, и районы в ЦАО сложно назвать спальными, несмотря на наличие жилых домов.
  • Зеленоград изолирован от остальной Москвы, а потому имеет свои особенности.
  • На крупных шоссе выше разрешённая скорость и меньше пешеходов, что противоречит задаче исследования. «Крупными шоссе» считали дороги с параметрами highway=primary и highway=trunk в OpenStreetMap.
  1. Отфильтровали все дорожные камеры и оставили только те, что располагаются в жилых кварталах.
  2. Посчитали совокупное число нарушений ПДД, зафиксированных камерами за 2018–2021. Выбрали топ-10 камер, которые определили больше всего нарушений.
  3. Перепроверили получившийся список.
4. Перепроверили наличие жилых домов вблизи отобранных камер и утвердили окончательный список из пяти точек.
Как выбирали камеры
Некоторые выбранные камеры работали не весь период исследования. На Миклухо-Маклая камеру установили только в 2019, а камера на Южнопортовой улице перестала работать в феврале 2021. На улице Широкая, д. 5, камера появилась 13 июня 2018 и была демонтирована 1 июня 2021. Камеру на улице Дмитрия Ульянова повесили в декабре 2018 и отключили в конце 2020 из-за строительства Троицкой линии метро.
Запросили данные у коллег из ГИБДД Москвы. Сведения отражали, где, когда и какие нарушения ПДД были зафиксированы в Москве с 3 апреля 2018 по 14 октября 2021.
Мы могли бы сократить исследуемый период и изучить ровно три года — с апреля 2018 по апрель 2021 — но решили проанализировать все предоставленные данные. Поступили так, чтобы убедиться, что спад числа нарушений вызван не локдауном, а улучшением инфраструктуры.
Наше решение подкрепили исторические данные. Так, в 2018–2020 на период с 14 октября по 31 декабря приходилось около 14 % нарушений от общего количества за год. Сочли, что этой долей допустимо пренебречь: если бы ноябрь и декабрь значительно влияли на число нарушений, это можно было бы заметить и проанализировать с помощью данных за предыдущие годы. Ту же логику применили к периоду с января по март 2018, ведь характерные особенности этих месяцев можно обнаружить и в последующих данных.
Отобранные камеры фиксировали превышение скорости, передвижение по выделенной полосе, пересечение сплошной линии и парковку ближе 15 м к остановке общественного транспорта. Не анализировали, как менялась доля нарушений по типам, ведь чем больше разных нарушений способны фиксировать камеры, тем меньше доли отдельных типов.
Чтобы решить возникшую проблему, обратились к базе данных Департамента городского имущества Москвы и взяли за основу участки межевания жилых кварталов с Портала открытых данных Москвы.
  • Где и почему устанавливают дорожные камеры
  • Где и почему устанавливают
    дорожные камеры
Основная задача камер — повысить безопасность дорожного движения. По этой причине их обычно размещают там, где выше риск аварий или нарушений:
Основная задача камер — повысить безопасность дорожного движения. По этой причине их обычно размещают там, где выше риск аварий или нарушений:
  • аварийные точки, где нередко случаются ДТП;
  • нерегулируемые пешеходные переходы и перекрёстки;
  • места, в которых часто фиксируются нарушения ПДД;
  • участки с нарушениями правил парковки или стоянки;
  • улицы с выделенными полосами.
  • аварийные точки, где нередко случаются ДТП;
  • нерегулируемые пешеходные переходы и перекрёстки;
  • места, в которых часто фиксируются нарушения ПДД;
  • участки с нарушениями правил парковки или стоянки;
  • улицы с выделенными полосами.
Если рядом с местом установки камеры прекратились ДТП, число нарушений серьёзно снизилось или изменилась организация дорожного движения — например, переход стал регулируемым — камеру могут перенести в другую точку.
Если рядом с местом установки камеры прекратились ДТП, число нарушений серьёзно снизилось или изменилась организация дорожного движения — например, переход стал регулируемым — камеру могут перенести в другую точку.
  • Где чаще всего нарушают ПДД
  • Где чаще всего
    нарушают ПДД
В спальных районах Москвы мы нашли 10 камер, которые зафиксировали наибольшее количество нарушений за 2018−2021. Затем определили пять точек с различными дорожной разметкой и инфраструктурой, где фиксируются разные типы нарушений.
В спальных районах Москвы мы нашли 10 камер, которые зафиксировали наибольшее количество нарушений за 2018−2021. Затем определили пять точек с различными дорожной разметкой и инфраструктурой, где фиксируются разные типы нарушений.
Получился такой список:
Получился такой список:
  • ул. Южнопортовая, д. 3, с. 2 — Печатники, ЮВАО;
  • ул. Лескова, д. 15, с. 2 — Бибирево, СВАО;
  • ул. Широкая — Северное Медведково, СВАО
  - д. 5, к. 2,
  - д. 16,
  - д. 17, к. 1;
  • ул. Дмитрия Ульянова напротив д. 24/1 — Академический район, ЮЗАО;
  • ул. Миклухо-Маклая, д. 40А — Коньково, ЮЗАО.
  • ул. Южнопортовая, д. 3, с. 2 — Печатники, ЮВАО;
  • ул. Лескова, д. 15, с. 2 — Бибирево, СВАО;
  • ул. Широкая — Северное Медведково, СВАО
     - д. 5, к. 2,
     - д. 16,
     - д. 17, к. 1;
  • ул. Дмитрия Ульянова напротив д. 24/1 — Академический район, ЮЗАО;
  • ул. Миклухо-Маклая, д. 40А — Коньково, ЮЗАО.
Эти камеры зафиксировали больше 125 тыс. нарушений за 2018−2021
Эти камеры зафиксировали больше 125 тыс. нарушений за 2018−2021
В спальных кварталах происходит около 6,4 % нарушений ПДД.
15,5 % из них зафиксировали выбранные камеры
В спальных кварталах происходит около 6,4 % нарушений ПДД.
15,5 % из них зафиксировали выбранные камеры
Южнопортовая улица
Южнопортовая улица
Контроль скорости
Поток в будни: 900 авто/час
Поток в выходные: 700 авто/час
Южнопортовая не самая загруженная улица из нашей выборки, но нарушали тут чаще всего: здесь было зафиксировано 208 тыс. превышений скорости. Другие нарушения камера не определяет.
Южнопортовая не самая загруженная улица из нашей выборки, но нарушали тут чаще всего: здесь было зафиксировано 208 тыс. превышений скорости. Другие нарушения камера не определяет.
В поле зрения камеры на Южнопортовой улице попадают наиболее частые элементы дорожно-транспортной инфраструктуры: переход, остановка, разворот, зона с ограничением скорости и поворот к парковке
В поле зрения камеры на Южнопортовой улице попадают наиболее частые элементы дорожно-транспортной инфраструктуры: переход, остановка, разворот, зона с ограничением скорости и поворот к парковке
На этой улице всегда много людей, а главный фактор риска — нерегулируемый переход между автобусными остановками. Контроль скорости был необходим, чтобы водители успевали замечать пассажиров. Для этого использовались знаки, разметка и камера, которая следила за опасным участком вдоль автобусной остановки.
На этой улице всегда много людей, а главный фактор риска — нерегулируемый переход между автобусными остановками. Контроль скорости был необходим, чтобы водители успевали замечать пассажиров. Для этого использовались знаки, разметка и камера, которая следила за опасным участком вдоль автобусной остановки.
Больше всего ДТП с пешеходами было рядом
с автобусными остановками
Больше всего ДТП с пешеходами было рядом с автобусными остановками
За 2018−2021 на этом участке Южнопортовой улицы случилось восемь ДТП с пешеходами и три столкновения. Был один погибший: мужчина оступился на остановке и попал под автобус. Камера защищала всех участников движения, заставляя водителей сбрасывать скорость. Когда же на переходе установили светофор и убрали ограничение скорости, камеру перенесли.
За 2018−2021 на этом участке Южнопортовой улицы случилось восемь ДТП с пешеходами и три столкновения. Был один погибший: мужчина оступился на остановке и попал под автобус. Камера защищала всех участников движения, заставляя водителей сбрасывать скорость. Когда же на переходе установили светофор и убрали ограничение скорости, камеру перенесли.
Улица Лескова
Улица Лескова
Контроль скорости и разметки
Поток в будни и выходные: 2000 авто/час
Улица Лескова — самая загруженная в нашей выборке. Здесь камера определяет превышение скорости, движение по выделенной полосе и пересечение сплошной линии. За 2018−2021 на Лескова было зафиксировано свыше 198 тыс. нарушений.
Улица Лескова — самая загруженная в нашей выборке. Здесь камера определяет превышение скорости, движение по выделенной полосе и пересечение сплошной линии. За 2018−2021 на Лескова было зафиксировано свыше 198 тыс. нарушений.
Помимо автобусной остановки, ограничения скорости и разворота, на улице есть выделенная полоса для общественного транспорта
Помимо автобусной остановки, ограничения скорости и разворота, на улице есть выделенная полоса для общественного транспорта
По вытоптанной тропинке понятно, что пешеходы нередко перебегают дорогу в 100 м от обустроенного перехода. Контроль скорости нужен, чтобы водители успевали затормозить.
По вытоптанной тропинке понятно, что пешеходы нередко перебегают дорогу в 100 м от обустроенного перехода. Контроль скорости нужен, чтобы водители успевали затормозить.
В 2017 году на этом участке фура сбила женщину, которая переходила дорогу на красный свет. После установки камеры в 2018 ДТП со смертельным исходом больше не случалось. Чтобы автомобилисты не заезжали на островок безопасности, расположенный на повороте, поставили знаки «Остановка запрещена» и «Работает эвакуатор», а камера стала фиксировать такой заезд как пересечение сплошной. Эти меры снизили вероятность летальных столкновений.
В 2017 году на этом участке фура сбила женщину, которая переходила дорогу на красный свет. После установки камеры в 2018 ДТП со смертельным исходом больше не случалось. Чтобы автомобилисты не заезжали на островок безопасности, расположенный на повороте, поставили знаки «Остановка запрещена» и «Работает эвакуатор», а камера стала фиксировать такой заезд как пересечение сплошной. Эти меры снизили вероятность летальных столкновений.
Некоторые ДТП с пешеходами случились вне обустроенного перехода
Некоторые ДТП с пешеходами случились вне обустроенного перехода
Широкая улица
Широкая улица
Контроль скорости и разметки
Поток в будни и выходные: 1000 авто/час
Она продолжает улицу Лескова. Кроме превышений скорости, камеры фиксируют движение по выделенкам и пересечение сплошной линии. Камера у дома № 16 также замечает случаи парковки ближе 15 м от остановок общественного транспорта.
Она продолжает улицу Лескова. Кроме превышений скорости, камеры фиксируют движение по выделенкам и пересечение сплошной линии. Камера у дома № 16 также замечает случаи парковки ближе 15 м от остановок общественного транспорта.
Всего с 2018 по 2021 на Широкой улице было зафиксировано свыше 422 тыс. нарушений:
Всего с 2018 по 2021 на Широкой улице было зафиксировано свыше 422 тыс. нарушений:
  • 163 тыс. у дома № 5, к. 2;
  • 125 тыс. у дома № 16;
  • 134 тыс. у дома № 17, к. 1.
  • 163 тыс. у дома № 5, к. 2;
  • 125 тыс. у дома № 16;
  • 134 тыс. у дома № 17, к. 1.
Если автомобилист превысит скорость рядом с двумя камерами, то нарушение будет зафиксировано оба раза.
Если автомобилист превысит скорость рядом с двумя камерами, то нарушение будет зафиксировано оба раза.
По вибрации от шумовых полос водители понимают,
что нужно замедлиться
По вибрации от шумовых полос водители понимают, что нужно замедлиться
Широкая и Лескова параллельны МКАД и используются как её неофициальные дублёры, что объясняет большое количество машин. Поток пешеходов на Широкой тоже значительный: транзитные пассажиры из Подмосковья ездят на автобусах от метро «Медведково» до ж/д платформ «Лось» и «Лосиноостровская».
Широкая и Лескова параллельны МКАД и используются как её неофициальные дублёры, что объясняет большое количество машин. Поток пешеходов на Широкой тоже значительный: транзитные пассажиры из Подмосковья ездят на автобусах от метро «Медведково»
до ж/д платформ «Лось» и «Лосиноостровская».
О маятниковой трудовой миграции между Москвой и Подмосковьем
можно почитать в статье о транспортной связности
О маятниковой трудовой миграции между Москвой и Подмосковьем
можно почитать в статье о транспортной связности
За период с 2018 по 2021 на выбранном отрезке случилось 15 столкновений и 19 наездов на пешеходов.
В 2018 у метро «Медведково» погибла 13-летняя девочка, переходившая дорогу на красный свет. Камеры и контроль скорости снижают опасность ДТП: больше летальных аварий на этом участке не было.
За период с 2018 по 2021 на выбранном отрезке случилось 15 столкновений и 19 наездов на пешеходов. В 2018 у метро «Медведково» погибла 13-летняя девочка, переходившая дорогу на красный свет. Камеры и контроль скорости снижают опасность ДТП: больше летальных аварий на этом участке не было.
Бόльшая часть ДТП случилась на перекрёстке у метро «Медведково»
Бόльшая часть ДТП случилась на перекрёстке у метро «Медведково»
Улица Дмитрия Ульянова
Улица Дмитрия Ульянова
Контроль разметки
Поток в будни: 1000 авто/час
Поток в выходные: 750 авто/час
На улице Дмитрия Ульянова камера не фиксировала нарушения скорости, а определяла, когда кто-то пересекал сплошную линию или заезжал на выделенку, несмотря на «кирпич». За 2018−2020 камера зафиксировала свыше 140 тыс. нарушений, а в 2020 её демонтировали из-за строительства Троицкой линии метро.
На улице Дмитрия Ульянова камера не фиксировала нарушения скорости, а определяла, когда кто-то пересекал сплошную линию или заезжал на выделенку, несмотря на «кирпич». За 2018−2020 камера зафиксировала свыше 140 тыс. нарушений, а в 2020 её демонтировали из-за строительства Троицкой линии метро.
Над выделенной полосой висит «кирпич» — это значит,
что такси на неё заезжать тоже нельзя
Над выделенной полосой висит «кирпич» — это значит, что такси на неё заезжать тоже нельзя
Участок находится на подъезде к площади Хо Ши Мина, крупного перекрёстка с разнонаправленным движением. На самой улице Дмитрия Ульянова всегда много пешеходов, автобусов и автомобилей. Камера следила, чтобы машины не заезжали на выделенную полосу и не мешали общественному транспорту. Благодаря контролю автобусы ехали быстрее.
Участок находится на подъезде к площади Хо Ши Мина, крупного перекрёстка с разнонаправленным движением. На самой улице Дмитрия Ульянова всегда много пешеходов, автобусов и автомобилей. Камера следила, чтобы машины не заезжали на выделенную полосу и не мешали общественному транспорту. Благодаря контролю автобусы ехали быстрее.
ДТП с пешеходами здесь не было, а столкновения происходили только на перекрёстке до зоны обзора камеры
ДТП с пешеходами здесь не было, а столкновения происходили только на перекрёстке до зоны обзора камеры
Улица Миклухо-Маклая
Улица Миклухо-Маклая
Контроль скорости и разметки
Поток в будни и выходные: 500 авто/час
Здесь камера определяла превышение скорости и «непредоставление преимущества пешеходам»,
когда водители не пропускают пешеходов на переходах. И хотя это самая спокойная улица в нашей выборке, камера, которую поставили в середине 2019, зафиксировала более 128 тыс. нарушений.
Здесь камера определяла превышение скорости и «непредоставление преимущества пешеходам», когда водители не пропускают пешеходов на переходах. И хотя это самая спокойная улица в нашей выборке, камера, которую поставили в середине 2019, зафиксировала более 128 тыс. нарушений.
Парковки прижимаются прямо к газону, идущему вдоль проезжей части
Парковки прижимаются прямо к газону, идущему вдоль проезжей части
Парковка вдоль тротуара может размывать восприятие границы между пешеходным и автомобильным пространством. Чтобы все участники движения чётко осознавали тесное соседство машин и пешеходов, дорожная разметка дублирует знаки, а камера следит за поведением водителей.
Парковка вдоль тротуара может размывать восприятие границы между пешеходным и автомобильным пространством. Чтобы все участники движения чётко осознавали тесное соседство машин и пешеходов, дорожная разметка дублирует знаки, а камера следит за поведением водителей.
На Миклухо-Маклая камера смотрит на участок без светофоров,
где в 2017–2018 пострадали пешеходы
На Миклухо-Маклая камера смотрит на участок без светофоров, где в 2017–2018 пострадали пешеходы
В двух минутах ходьбы от Миклухо-Маклая находится школа № 17. Чтобы дети спокойно добирались до школы и дома, на улице нанесли разметку «Осторожно, дети». Хотя за период работы камеры произошло только три столкновения, она важна для безопасности. Раньше ДТП случались как раз из-за нарушений правил проезда перекрёстков — именно за этим и следит камера.
В двух минутах ходьбы от Миклухо-Маклая находится школа № 17. Чтобы дети спокойно добирались до школы и дома, на улице нанесли разметку «Осторожно, дети». Хотя за период работы камеры произошло только три столкновения, она важна для безопасности. Раньше ДТП случались как раз из-за нарушений правил проезда перекрёстков — именно за этим и следит камера.
  • Как дорожные камеры делают улицы спокойнее
  • Как дорожные камеры
    делают улицы спокойнее
Камеры снижают число нарушений и ДТП. Их устанавливают в местах, где часто нарушают или попадают в аварии. Водители, зная, что на участке стоит камера, едут аккуратнее, и количество столкновений и нарушений сокращается.
Камеры снижают число нарушений и ДТП. Их устанавливают в местах, где часто нарушают или попадают в аварии. Водители, зная, что на участке стоит камера, едут аккуратнее, и количество столкновений и нарушений сокращается.
На Южнопортовой улице камера наблюдала за самым опасным участком — в результате на перекрёстке рядом поставили светофор, и число ДТП ощутимо уменьшилось. На Широкой улице и на Лескова камеры следят за скоростью автомобилей, и водители успевают заметить пешеходов, переходящих на красный. Контроль скорости спасает жизни: с момента установки камер на этих улицах погиб только один человек.
Для улиц Дмитрия Ульянова и Миклухо-Маклая камеры стали дополнительным фактором безопасности.
На Южнопортовой улице камера наблюдала за самым опасным участком — в результате на перекрёстке рядом поставили светофор, и число ДТП ощутимо уменьшилось. На Широкой улице и на Лескова камеры следят за скоростью автомобилей, и водители успевают заметить пешеходов, переходящих на красный. Контроль скорости спасает жизни: с момента установки камер на этих улицах погиб только один человек. Для улиц Дмитрия Ульянова и Миклухо-Маклая камеры стали дополнительным фактором безопасности.
Камеры полезны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. По мнению специалистов инновационного центра «Безопасный транспорт», камеры снижают скорость и так предотвращают тяжёлые ДТП.
Камеры полезны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. По мнению специалистов инновационного центра «Безопасный транспорт», камеры снижают скорость и так предотвращают тяжёлые ДТП.
В местах установки камер количество ДТП снижается на 30 %

По данным ЦОДД

В местах установки камер количество ДТП снижается на 30 %

По данным ЦОДД
Кроме того, камеры способствуют культуре вежливого вождения. Например, фиксация поездок по выделенке приучает водителей, что нельзя заезжать на полосу для общественного транспорта.
Кроме того, камеры способствуют культуре вежливого вождения. Например, фиксация поездок по выделенке приучает водителей, что нельзя заезжать на полосу для общественного транспорта.
Наконец, камеры важны как аналитический инструмент. С их помощью можно отследить успешность изменений на дорогах, а также просмотреть видеозаписи ДТП, чтобы выявить риски и предотвратить похожие аварии.
Наконец, камеры важны как аналитический инструмент. С их помощью можно отследить успешность изменений на дорогах, а также просмотреть видеозаписи ДТП, чтобы выявить риски и предотвратить похожие аварии.
Чтобы проверить, насколько эффективно камеры предотвращают нарушения, посмотрим статистику на выбранных улицах. Мы не полностью исследовали 2018 и 2021 годы из-за сроков работы камер и особенностей данных. Тем не менее по графикам видно, что внедрённые меры эффективны,
а число нарушений сокращается.
Чтобы проверить, насколько эффективно камеры предотвращают нарушения, посмотрим статистику на выбранных улицах. Мы не полностью исследовали 2018 и 2021 годы из-за сроков работы камер и особенностей данных. Тем не менее по графикам видно, что внедрённые меры эффективны, а число нарушений сокращается.
Сроки работы камер отличались, поэтому на карточках изображены графики за разный период. Даты указали в правом нижнем углу.
За последние четыре года на выбранных улицах стали ездить спокойнее
За последние четыре года на выбранных улицах стали ездить спокойнее
Число нарушений требований разметки также снизилось
Число нарушений требований разметки также снизилось
На Широкой улице стали реже заезжать на выделенку и пересекать сплошную
На Широкой улице стали реже заезжать на выделенку и пересекать сплошную
Конечно, безопасность создаётся комплексно: это и с умом расставленные знаки, и хорошо видимая разметка, и понятная организация движения, и общее качество дороги.
Конечно, безопасность создаётся комплексно: это и с умом расставленные знаки, и хорошо видимая разметка, и понятная организация движения, и общее качество дороги.
В Москве снизился так называемый социальный риск — число погибших в ДТП на 100 тыс. жителей. В 2015 этот показатель равнялся 5, а в 2021 — 2,8. На это повлияли и камеры

По данным ИЦ «Безопасный транспорт»

В Москве снизился так называемый социальный риск — число погибших в ДТП на 100 тыс. жителей. В 2015 этот показатель равнялся 5, а в 2021 — 2,8. На это повлияли и камеры

По данным ИЦ «Безопасный транспорт»
Камеры помогают бороться с превышением скорости — одним из ключевых нарушений, которое серьёзно влияет на вероятность ДТП. Высокая скорость часто становится причиной аварий, а также приводит к более тяжёлым последствиям.
Камеры помогают бороться с превышением скорости — одним из ключевых нарушений, которое серьёзно влияет на вероятность ДТП. Высокая скорость часто становится причиной аварий, а также приводит к более тяжёлым последствиям.
По данным ВОЗ, когда средняя скорость движения на дорогах повышается на 1 %, риск смертельных ДТП увеличивается на 4 %. Контроль скорости с помощью дорожных камер делает дороги безопаснее.
По данным ВОЗ, когда средняя скорость движения на дорогах повышается на 1 %, риск смертельных ДТП увеличивается на 4 %. Контроль скорости с помощью дорожных камер делает дороги безопаснее.
  • Когда и почему превышают скорость
  • Когда и почему
    превышают скорость
Чтобы узнать, при каких обстоятельствах люди превышают скорость, построили графики количества нарушений по часам, дням недели и месяцам.
Чтобы узнать, при каких обстоятельствах люди превышают скорость, построили графики количества нарушений по часам, дням недели и месяцам.
Чтобы скорее попасть на дачу
Чтобы скорее попасть на дачу
На улицах Южнопортовая, Лескова и Широкая всплеск наблюдается летом по выходным. Можно предположить, что москвичи спешат выбраться на природу: в летние выходные число машин в Москве уменьшается, а в Подмосковье — растёт.
На улицах Южнопортовая, Лескова и Широкая всплеск наблюдается летом по выходным. Можно предположить, что москвичи спешат выбраться на природу: в летние выходные число машин в Москве уменьшается, а в Подмосковье — растёт.
Массовый отъезд москвичей особенно заметен на улицах рядом с транспортными артериями города.
Так, в тёплое время года по улице Лескова, которая параллельна МКАД, в выходные проезжает на 100 машин в час больше, чем в будни. Широкая тоже параллельна МКАД, а Южнопортовая пересекает ТТК.
Массовый отъезд москвичей особенно заметен на улицах рядом с транспортными артериями города. Так, в тёплое время года по улице Лескова, которая параллельна МКАД, в выходные проезжает на 100 машин в час больше, чем в будни. Широкая тоже параллельна МКАД, а Южнопортовая пересекает ТТК.
В выходные не все хотят просыпаться рано: видимо, поэтому пик нарушений на улицах Южнопортовая и Лескова приходится на дневное время.
В выходные не все хотят просыпаться рано: видимо, поэтому пик нарушений на улицах Южнопортовая и Лескова приходится на дневное время.
На Южнопортовой улице скорость больше всего превышают днём в выходные в тёплое время года
На Южнопортовой улице скорость больше всего превышают днём в выходные в тёплое время года
На улице Лескова количество нарушений растёт ближе к выходным
На улице Лескова количество нарушений растёт ближе к выходным
Пик нарушений на Широкой улице тоже приходится на тёплое время года
Пик нарушений на Широкой улице тоже приходится на тёплое время года
После отпуска
После отпуска
На Миклухо-Маклая больше всего нарушают по утрам в августе и сентябре. Возможно, дело в сокращении светового дня, из-за чего может нарушиться выработка мелатонина, который отвечает за ночной сон.
Из-за недосыпа сбиваются биологические часы, и чтобы приехать вовремя, водители иногда превышают скорость.
На Миклухо-Маклая больше всего нарушают по утрам в августе и сентябре. Возможно, дело в сокращении светового дня, из-за чего может нарушиться выработка мелатонина, который отвечает за ночной сон. Из-за недосыпа сбиваются биологические часы, и чтобы приехать вовремя, водители иногда превышают скорость.
Другая гипотеза — окончание каникул, ведь неподалёку находится школа № 17. Можно предположить, что после трёхмесячного перерыва не у всех семей сразу получается встроить в расписание поездки в школу.
И чтобы никуда не опоздать, приходится ехать очень быстро. Проверим это предположение ниже.
Другая гипотеза — окончание каникул, ведь неподалёку находится школа № 17. Можно предположить, что после трёхмесячного перерыва не у всех семей сразу получается встроить в расписание поездки в школу. И чтобы никуда не опоздать, приходится ехать очень быстро. Проверим это предположение ниже.
Превышения скорости
Превышения скорости
В сентябре — всплеск нарушений на улице Миклухо-Маклая
В сентябре — всплеск нарушений на улице Миклухо-Маклая
Другие нарушения
Другие нарушения
Водители обычно уступают пешеходам на улице Миклухо-Маклая — нарушения за непропуск пешеходов фиксируются редко
Водители обычно уступают пешеходам на улице Миклухо-Маклая — нарушения за непропуск пешеходов фиксируются редко
Нарушения в сентябрьские будни
Нарушения в сентябрьские будни
В сентябре на улице Миклухо-Маклая часто превышают скорость утром
В сентябре на улице Миклухо-Маклая часто превышают скорость утром
В отличие от других улиц, где утренний пик превышений скорости заметен ближе к 10:00, на Миклухо-Маклая обычно спешат до первого урока. Похоже, некоторые семьи не сразу «перестраиваются» после школьных каникул.
В отличие от других улиц, где утренний пик превышений скорости заметен ближе к 10:00, на Миклухо-Маклая обычно спешат до первого урока. Похоже, некоторые семьи не сразу «перестраиваются» после школьных каникул.
На графике интересен и второй пик в 22:00. Рассмотрим его причины в следующем подразделе.
На графике интересен и второй пик в 22:00. Рассмотрим его причины в следующем подразделе.
Ночью, чтобы погонять
Ночью, чтобы погонять
На Широкой и Миклухо-Маклая заметен ночной пик превышений скорости. При этом ночью больше серьёзных нарушений: на 40−60 км/ч скорость превышают чаще, чем на 20−40 км/ч.
На Широкой и Миклухо-Маклая заметен ночной пик превышений скорости. При этом ночью больше серьёзных нарушений: на 40−60 км/ч скорость превышают чаще, чем на 20−40 км/ч.
Ночью на Широкой улице наблюдается повышенная активность
Ночью на Широкой улице наблюдается повышенная активность
Это могут быть стритрейсеры, но, скорее всего, водителей просто привлекают свободные улицы — ночью легко разогнаться. Любителям скорости может показаться, что Широкая улица «подходит» для быстрой езды: она длинная, просторная, прямая и с прерывистой разметкой. А улица Миклухо-Маклая ведёт к такому же длинному и прямому Севастопольскому проспекту.
Это могут быть стритрейсеры, но, скорее всего, водителей просто привлекают свободные улицы — ночью легко разогнаться. Любителям скорости может показаться, что Широкая улица «подходит» для быстрой езды: она длинная, просторная, прямая и с прерывистой разметкой. А улица Миклухо-Маклая ведёт к такому же длинному и прямому Севастопольскому проспекту.
Риск смертельного исхода для пешеходов в случае фронтального наезда транспортного средства возрастает в 4,5 раза при увеличении скорости с 50 км/ч до 65 км/ч

По данным ВОЗ

Риск смертельного исхода для пешеходов в случае фронтального наезда транспортного средства возрастает в 4,5 раза при увеличении скорости с 50 км/ч до 65 км/ч

По данным ВОЗ
  • Где и когда нарушают требования разметки
  • Где и когда нарушают
    требования разметки
К таким нарушениям мы отнесли движение по выделенным полосам, пересечение сплошной линии и парковку ближе 15 м от остановок общественного транспорта. Несоблюдение требований разметки может закончиться аварией, ведь другие участники дорожного движения не всегда готовы к действиям нарушителей. По данным ИЦ «Безопасный транспорт», 89 % московских автомобилистов называют опасное поведение других водителей одной из ключевых транспортных проблем.
К таким нарушениям мы отнесли движение по выделенным полосам, пересечение сплошной линии и парковку ближе 15 м от остановок общественного транспорта. Несоблюдение требований разметки может закончиться аварией, ведь другие участники дорожного движения не всегда готовы к действиям нарушителей. По данным ИЦ «Безопасный транспорт», 89 % московских автомобилистов называют опасное поведение других водителей одной из ключевых транспортных проблем.
В этом разделе было бы некорректно анализировать, в какие дни недели заезжают на выделенную полосу: до ноября 2020 большинство выделенных полос работало только по будням, поэтому на графиках в субботу заметен резкий спад. Это не значит, что по выходным никто не заезжал на выделенки, просто такие нарушения не фиксировались.
В этом разделе было бы некорректно анализировать, в какие дни недели заезжают на выделенную полосу: до ноября 2020 большинство выделенных полос работало только по будням, поэтому на графиках в субботу заметен резкий спад. Это не значит, что по выходным никто не заезжал на выделенки, просто такие нарушения не фиксировались.
В час пик и в обед
В час пик и в обед
На Широкой улице и улице Лескова автомобилисты чаще всего двигаются по выделенной полосе
или пересекают сплошную, когда спешат на работу или с работы. Другой пик нарушений приходится на обеденный перерыв.
На Широкой улице и улице Лескова автомобилисты чаще всего двигаются по выделенной полосе или пересекают сплошную, когда спешат на работу или с работы. Другой пик нарушений приходится на обеденный перерыв.
Во время дорожных работ
Во время дорожных работ
На улице Дмитрия Ульянова число нарушений требований разметки равномерно распределено в течение светового дня. Возможно, здесь на поведение водителей повлияли постоянные строительные работы. В конце 2018 на этой улице ремонтировали дом, а затем приступили к строительству Троицкой линии метро.
На улице Дмитрия Ульянова число нарушений требований разметки равномерно распределено в течение светового дня. Возможно, здесь на поведение водителей повлияли постоянные строительные работы. В конце 2018 на этой улице ремонтировали дом, а затем приступили к строительству Троицкой линии метро.
На Дмитрия Ульянова
На Дмитрия Ульянова
На улице Дмитрия Ульянова выделенки работали и в выходные. В целом, нарушения требований разметки были равномерно распределены в течение всего дня без явного пика
На улице Дмитрия Ульянова выделенки работали и в выходные. В целом, нарушения требований разметки были равномерно распределены в течение всего дня без явного пика
На Лескова
На Лескова
На улице Лескова в мае 2018 шли дорожные работы, это привело к всплеску числа пересечений сплошной линии
На улице Лескова в мае 2018 шли дорожные работы, это привело к всплеску числа пересечений сплошной линии
На перекрёстках рядом с метро и шоссе
На перекрёстках рядом с метро и шоссе
Камера на улице Дмитрия Ульянова и камеры на Широкой улице расположены на углу многополосных перекрёстков, где важно вовремя перестроиться. Похоже, что не все успеют сориентироваться и потому иногда нарушают требования разметки.
Камера на улице Дмитрия Ульянова и камеры на Широкой улице расположены на углу многополосных перекрёстков, где важно вовремя перестроиться. Похоже, что не все успеют сориентироваться и потому иногда нарушают требования разметки.
На Широкой
На Широкой
До ноября 2020 выделенные полосы не работали по выходным, этим объясняется резкое снижение количества нарушений в субботу и воскресенье
До ноября 2020 выделенные полосы не работали по выходным, этим объясняется резкое снижение количества нарушений в субботу и воскресенье
Трудно однозначно определить, почему у дома 17, к. 1, было так много случаев движения по выделенной полосе именно в ноябре. 77 % таких нарушений приходится на 2018. Погодные условия в ноябре 2018 были приемлемыми: температура около нуля, пасмурно, но почти без осадков. ДТП случались редко. Ремонт дороги не проводился, а разметка к ноябрю вряд ли успела стереться.
Трудно однозначно определить, почему у дома 17, к. 1, было так много случаев движения по выделенной полосе именно в ноябре. 77 % таких нарушений приходится на 2018. Погодные условия в ноябре 2018 были приемлемыми: температура около нуля, пасмурно, но почти без осадков. ДТП случались редко. Ремонт дороги не проводился, а разметка к ноябрю вряд ли успела стереться.
Скорее всего, виновато соседство крупных дорог, Осташковского шоссе и МКАД. Пробки «по цепочке» распространялись с шоссе на Широкую улицу и провоцировали водителей заезжать на выделенную полосу.
Скорее всего, виновато соседство крупных дорог, Осташковского шоссе и МКАД. Пробки «по цепочке» распространялись с шоссе на Широкую улицу и провоцировали водителей заезжать на выделенную полосу.
  • Что мы узнали
  • Что мы узнали
Камеры устанавливают в местах повышенной опасности. Например, там, где часто случаются ДТП
или фиксируется много нарушений. Камеры помогают контролировать скорость автомобилей и поведение водителей, благодаря чему аварийные точки становятся безопаснее.
Камеры не только дисциплинируют водителей, но и помогают выявить риски, а также отследить эффективность внедрённых изменений дорожно-транспортной инфраструктуры.
В местах, где были установлены камеры, количество нарушений значительно уменьшилось.
Так как несоблюдение ПДД часто становится причиной ДТП, то и вероятность аварий тоже снизилась.
Камеры устанавливают в местах повышенной опасности. Например, там, где часто случаются ДТП или фиксируется много нарушений. Камеры помогают контролировать скорость автомобилей и поведение водителей, благодаря чему аварийные точки становятся безопаснее.
Камеры не только дисциплинируют водителей, но и помогают выявить риски, а также отследить эффективность внедрённых изменений дорожно-транспортной инфраструктуры.
В местах, где были установлены камеры, количество нарушений значительно уменьшилось. Так как несоблюдение ПДД часто становится причиной ДТП, то и вероятность аварий тоже снизилась.
Камеры устанавливают в местах повышенной опасности. Например, там, где часто случаются ДТП или фиксируется много нарушений. Камеры помогают контролировать скорость автомобилей и поведение водителей, благодаря чему аварийные точки становятся безопаснее.
Камеры не только дисциплинируют водителей, но и помогают выявить риски, а также отследить эффективность внедрённых изменений дорожно-транспортной инфраструктуры.
В местах, где были установлены камеры, количество нарушений значительно уменьшилось. Так как несоблюдение ПДД часто становится причиной ДТП, то и вероятность аварий тоже снизилась.

Егор Чернов
Руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД
Что думает эксперт

Цель установки дорожных камер — сохранение жизни людей, снижение числа ДТП и травматизма на дорогах. Безусловно, эффективно эта мера работает только в комплексе с другими. Важно улучшать качество дорог, изменять скоростной режим и успокаивать трафик. С 2015 года мы установили 557 комплексов в 531 очаге аварийности. В результате 87 % — это 462 адреса — перестали быть очагами аварийности.
Благодарим @maurosbicego и @drook / Unsplash, macrovector / Freepik, vscode-codicons / Microsoft, Carbon Design System / IBM, CartoDB и OpenStreetMap
Что думает эксперт
Егор Чернов
Руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД
Цель установки дорожных камер — сохранение жизни людей, снижение числа ДТП и травматизма на дорогах. Безусловно, эффективно эта мера работает только в комплексе с другими. Важно улучшать качество дорог, изменять скоростной режим и успокаивать трафик. С 2015 года мы установили 557 комплексов в 531 очаге аварийности. В результате 87 % — это 462 адреса — перестали быть очагами аварийности.
Благодарим @maurosbicego и @drook / Unsplash, macrovector / Freepik, vscode-codicons / Microsoft, Carbon Design System / IBM, CartoDB и OpenStreetMap