Лето в городе
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Как жара и другие погодные факторы влияют на аварийность
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Как жара и другие погодные факторы влияют на аварийность
Камерный квинтет
Лето в городе
Камерный квинтет
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Как жара и другие погодные факторы влияют на аварийность
Проанализировали, как летняя погода влияет на аварийность, и нашли характерные признаки сезона. Выяснилось, что хотя жара — значимый фактор, атмосферное давление важнее. Главная же особенность лета — разнообразие видов транспорта.
Проанализировали, как летняя погода влияет на аварийность, и нашли характерные признаки сезона. Выяснилось, что хотя жара — значимый фактор, атмосферное давление важнее. Главная же особенность лета — разнообразие видов транспорта.
  • В статье расскажем
В статье расскажем
В статье расскажем
Как работали с данными
Учитывали только ДТП с пострадавшими, то есть с ранеными или погибшими. Для анализа влияния погоды на пешеходов использовали тип ДТП «Наезд на пешехода». Не учитывали «Падение пассажира» и аварии, где пешеходами называли пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Чтобы узнать, как погода влияет на двухколёсный транспорт, анализировали все аварийные случаи, где среди участников были указаны самокаты, велосипеды, другие СИМ, а также мопеды или мотоциклы. В анализ ДТП с легковыми автомобилями включали только те аварии, которые не были учтены на предыдущих этапах, то есть среди участников не было пешеходов, пользователей двухколёсного транспорта и моноколёс.
Такие промежутки выбрали, чтобы разница в погодных условиях была значительнее: май теплее других весенних месяцев, поэтому исключили его из анализа. Чтобы периоды были равными, оставили данные за июнь и первую половину июля.
  • 01.03.2021–12.04.2021;
  • 01.06.2021–12.07.2021;
  • 01.03.2022–12.04.2022;
  • 01.06.2022–12.07.2022.
Оценивали, как летняя погода влияет на аварийность, и сравнивали летние показатели с весенними. В исследовании использовали данные о ДТП за первые шесть весенних и летних недель прошлого и позапрошлого годов:
В инфографике использовали данные о времени восхода и заката солнца с портала dateandtime.info.
e. корреляцию с прямой зависимостью со значениями по модулю от 0,9 до 1 в выборке не встретили.
d. считали, что показатели в диапазонах:
с. если коэффициент корреляции по модулю оказывался выше 0,3, определяли влияние фактора значимым;
  • 0,3–0,5 говорят об умеренной взаимосвязи;
  • 0,5–0,7 — о сильной взаимосвязи;
  • 0,7–0,9 — о почти прямой взаимосвязи;
Чтобы избежать путаницы, не отмечали на инфографике отрицательные коэффициенты показателей отклонения давления от нормы, так как они лишь показывают близость к норме, а об этом можно судить по другим величинам, в первую очередь по уровню атмосферного давления и его перепадам.
b. если коэффициент был в диапазоне от 0,2 до 0,3, считали влияние вторичным, такие значения разные исследователи трактуют по-разному — то как очень слабую, то как умеренную связь; в нашей выборке такие факторы чаще всего были производными от других, например влажность воздуха, которая выше в дождь и ниже в жару;
а. если коэффициент был меньше 0,2, не учитывали влияние фактора — такое значение говорит о слабой либо отсутствующей зависимости;
  1. Рассчитывали, насколько статистически связан фактор с количеством поездок, ДТП и числом погибших в авариях, то есть определяли корреляцию этих величин.
  2. Исключали самые аварийные дни и вновь высчитывали корреляцию с теми же показателями;
  3. Оценивали значимость факторов:
Влияние погодного фактора на аварийность оценивали по такому алгоритму:
Чтобы определить границу сильного отклонения от среднего значения за период, смотрели на верхний и нижний квартили, или четверти, по каждому показателю. Считали, что день особенно аварийный, если число ДТП или погибших в ДТП попадало в верхний квартиль за период.
Для МКАД и ТТК размер буферов установили больше, чем для остальных дорог, чтобы включить в выборку прилегающие крупные развязки.
  • вблизи МКАД с буфером 300 м;
  • рядом с ТТК с буфером 300 м;
  • около Садового кольца с буфером 150 м;
  • у шоссе и магистралей с буфером 150 м;
  • вблизи рек и водоёмов с буфером 150 м;
  • вне выбранных территорий.
Чтобы узнать, где происходили ДТП, мы нанесли их на карту, а затем посчитали, сколько из них произошли:
  • температура воздуха, °C;
  • температура воздуха по ощущениям на солнце (эффективная температура на солнце), °C;
  • атмосферное давление, мм рт. ст.;
  • количество осадков, мм;
  • высота снежного покрова, см;
  • относительная влажность воздуха, %;
  • видимость, км;
  • нижняя облачность, баллы;
  • ветер, м/с;
  • порывы ветра, м/с.
Данные по ДТП сопоставили с числом поездок по видам транспорта и погодными условиями. В анализе использовали следующие измерения из архива погоды:
  • перепад температуры воздуха за сутки, °C;
  • близость температуры воздуха к нулю (пограничные температуры), °C;
  • отклонение атмосферного давления от локальной нормы, мм рт. ст.;
  • перепад атмосферного давления в сравнении с предыдущим днём, мм рт. ст.;
  • таянье снега, см.
На аварийность влияют не только сами погодные условия, но и резкие их изменения, а также отклонения от привычной нормы. Важны и факторы, которые отягчают ситуацию лишь в сочетании с другими погодными явлениями. По этой причине учитывали производные показатели:
Чтобы убедиться, что у лета есть характерные признаки, сравнили его с первой половиной весны. Выбрали этот переходный период, потому что у него есть как черты зимы, так и лета, из-за чего он довольно показателен. Сначала разберёмся с летними особенностями, а потом перейдём к сравнению.
Чтобы убедиться, что у лета есть характерные признаки, сравнили его с первой половиной весны. Выбрали этот переходный период, потому что у него есть как черты зимы, так и лета, из-за чего он довольно показателен. Сначала разберёмся с летними особенностями, а потом перейдём к сравнению.
  • Что происходит на дорогах летом
  • Что происходит на дорогах летом
Чтобы оценить влияние летней погоды на аварийность, мы изучили статистическую взаимосвязь между погодными факторами и количеством ДТП. В исследовании опирались на коэффициент корреляции — меру взаимозависимости двух величин. Корреляция считается положительной, если оба показателя растут, а отрицательной — если один падает, а другой растёт. Коэффициент корреляции находится в диапазоне от -1 до +1, и чем дальше от нуля его значение, тем сильнее связь двух величин.
Чтобы оценить влияние летней погоды на аварийность, мы изучили статистическую взаимосвязь между погодными факторами и количеством ДТП. В исследовании опирались на коэффициент корреляции — меру взаимозависимости двух величин. Корреляция считается положительной, если оба показателя растут, а отрицательной — если один падает, а другой растёт. Коэффициент корреляции находится в диапазоне от -1 до +1, и чем дальше от нуля его значение, тем сильнее связь двух величин.
Летняя погода в Москве
Летняя погода в Москве

Раннее лето 2021 было жарче и суше, чем тот же период лета 2022. Также в 2022 часто шли грозы

Раннее лето 2021 было жарче и суше, чем тот же период лета 2022. Также в 2022 часто шли грозы

Увеличивается число транспортных средств
Увеличивается число транспортных средств
Популярность самокатов, велосипедов, мопедов и мотоциклов сильно зависит от погоды, а вот на количество автомобильных поездок погода практически не влияет. Если летом холодно, то число автопоездок возрастает, а если тепло, то опускается до среднего уровня: летом 2022 в дни, когда температура опускалась ниже 19 °C, в Москве было в среднем на 60 тыс. автомобилей больше, чем в тёплые дни.
Популярность самокатов, велосипедов, мопедов и мотоциклов сильно зависит от погоды, а вот на количество автомобильных поездок погода практически не влияет. Если летом холодно, то число автопоездок возрастает, а если тепло, то опускается до среднего уровня: летом 2022 в дни, когда температура опускалась ниже 19 °C, в Москве было в среднем на 60 тыс. автомобилей больше, чем в тёплые дни.
Как погода влияет на популярность разных видов транспорта
Как погода влияет на популярность разных видов транспорта
Кликните на год, чтобы переключить
Кликните на год, чтобы переключить
Если в 2021 ранним летом было в среднем на 142 тыс. уникальных автомобилей меньше, чем весной, то в 2022 количество машин осталось на весеннем уровне. Мы предполагаем, что это связано с решением провести отпуск дома или вообще не отдыхать летом. Согласно опросу ВЦИОМ, только 37 % россиян собирались уйти летом в отпуск, при этом 52 % респондентов планировали отдыхать дома. В городе оставались не только взрослые: дети каждого третьего россиянина провели всё лето дома.

Самым значимым изменением по сравнению с 2021 стало увеличение числа арендных самокатов: если в 2021 за сутки в среднем совершалось 39,3 тыс. поездок, то в 2022 — уже 153,4 тыс. С ростом популярности увеличился и парк арендных самокатов.
Если в 2021 ранним летом было в среднем на 142 тыс. уникальных автомобилей меньше, чем весной, то в 2022 количество машин осталось на весеннем уровне. Мы предполагаем, что это связано с решением провести отпуск дома или вообще не отдыхать летом. Согласно опросу ВЦИОМ, только 37 % россиян собирались уйти летом в отпуск, при этом 52 % респондентов планировали отдыхать дома. В городе оставались не только взрослые: дети каждого третьего россиянина провели всё лето дома.

Самым значимым изменением по сравнению с 2021 стало увеличение числа арендных самокатов: если в 2021 за сутки в среднем совершалось 39,3 тыс. поездок, то в 2022 — уже 153,4 тыс. С ростом популярности увеличился и парк арендных самокатов.
В выходные, когда температура поднималась выше 30 °C, москвичи часто вызывали такси. Например, в субботу, 25 июня 2022, было свыше 1,1 млн поездок

По данным ЦОДД

В выходные, когда температура поднималась выше 30 °C, москвичи часто вызывали такси. Например, в субботу, 25 июня 2022, было свыше 1,1 млн поездок

По данным ЦОДД

Появляются новые причины ДТП
Появляются новые причины ДТП
Мы изучили все дни периода в целом и отдельно — самые аварийные из них. К последним отнесли те, что по числу ДТП и погибших попали в верхний квартиль. То есть:
  1. Посмотрели статистику по всем дням.
  2. Выстроили их не в хронологической последовательности, а по возрастанию количества ДТП и смертей.
  3. Разделили этот ряд на четыре равных периода.
  4. Взяли в нашу выборку дни из отрезка, в котором было больше всего аварий и летальных происшествий.
Мы изучили все дни периода в целом и отдельно — самые аварийные из них. К последним отнесли те, что по числу ДТП и погибших попали в верхний квартиль. То есть:
  1. Посмотрели статистику по всем дням.
  2. Выстроили их не в хронологической последовательности, а по возрастанию количества ДТП и смертей.
  3. Разделили этот ряд на четыре равных периода.
  4. Взяли в нашу выборку дни из отрезка, в котором было больше всего аварий и летальных происшествий.
Количество поездок и транспортных средств
Количество поездок и транспортных средств
Этот показатель связан с велосипедами, самокатами, мопедами и мотоциклами: чем больше их в городе, тем чаще случаются ДТП. Однако у аварий с летальным исходом взаимосвязь обратная: обычно они происходят в менее загруженные дни.
Этот показатель связан с велосипедами, самокатами, мопедами и мотоциклами: чем больше их в городе, тем чаще случаются ДТП. Однако у аварий с летальным исходом взаимосвязь обратная: обычно они происходят в менее загруженные дни.
Как число поездок влияет на количество ДТП и погибших
Как число поездок влияет на количество ДТП и погибших
Кликните на год, чтобы переключить
Кликните на год, чтобы переключить
Жара
Жара
В жаркую погоду автомобильных аварий становится больше, а их тяжесть растёт. Возможно, дело в том, что некоторые виды асфальта начинают плавиться при 30 °C и выше, сцепление с дорогой ухудшается, и это приводит к повышенной аварийности. Причём мы видим по графикам, что в автоавариях температура по ощущениям так же важна, как показания термометра.

Для пешеходов, самокатчиков и мотоциклистов жара — скорее сопроводительный фактор, который повышает аварийность и летальность, но не приводит к ДТП напрямую. При этом рост летальных исходов в ДТП с пешеходами связан с перепадом температур.
В жаркую погоду автомобильных аварий становится больше, а их тяжесть растёт. Возможно, дело в том, что некоторые виды асфальта начинают плавиться при 30 °C и выше, сцепление с дорогой ухудшается, и это приводит к повышенной аварийности. Причём мы видим по графикам, что в автоавариях температура по ощущениям так же важна, как показания термометра.

Для пешеходов, самокатчиков и мотоциклистов жара — скорее сопроводительный фактор, который повышает аварийность и летальность, но не приводит к ДТП напрямую. При этом рост летальных исходов в ДТП с пешеходами связан с перепадом температур.
Как температура влияла на число ДТП и их последствия
Как температура влияла на число ДТП и их последствия
Кликните на год, чтобы переключить
Кликните на год, чтобы переключить
Перепады давления и сухость воздуха
Перепады давления и сухость воздуха
На ДТП с велосипедами, мопедами и легковыми автомобилями влияет как высокое, так и низкое давление. У аварий с пешеходами наблюдается связь с высоким давлением, однако в такие дни были безоблачное небо и жара, так что, возможно, люди теряли бдительность из-за этих факторов.
На ДТП с велосипедами, мопедами и легковыми автомобилями влияет как высокое, так и низкое давление. У аварий с пешеходами наблюдается связь с высоким давлением, однако в такие дни были безоблачное небо и жара, так что, возможно, люди теряли бдительность из-за этих факторов.
Как атмосферное давление влияло на число ДТП и их последствия
Как атмосферное давление влияло на число ДТП и их последствия
Кликните на год, чтобы переключить
Кликните на год, чтобы переключить
Осадки
Осадки
В дождь количество поездок на самокатах, велосипедах, мопедах и мотоциклах снижается, а вместе с этим падает количество и доля аварий с этими видами транспорта. Пешеходы тоже реже выходят на улицу. Люди предпочитают переждать ливень или пересесть на машину, поэтому в подобную погоду увеличивается количество автопоездок, а вместе с этим и число ДТП с автомобилями. Водителям приходится бороться с плохой видимостью и скользкими дорогами.
В дождь количество поездок на самокатах, велосипедах, мопедах и мотоциклах снижается, а вместе с этим падает количество и доля аварий с этими видами транспорта. Пешеходы тоже реже выходят на улицу. Люди предпочитают переждать ливень или пересесть на машину, поэтому в подобную погоду увеличивается количество автопоездок, а вместе с этим и число ДТП с автомобилями. Водителям приходится бороться с плохой видимостью и скользкими дорогами.
Как осадки влияли на число ДТП и их последствия
Как осадки влияли на число ДТП и их последствия
Кликните на год, чтобы переключить
Кликните на год, чтобы переключить
В плохую погоду водители автомобилей сбрасывают скорость, чтобы избежать аварии, но число ДТП всё равно растёт

По данным ЦОДД

В плохую погоду водители автомобилей сбрасывают скорость, чтобы избежать аварии, но число ДТП всё равно растёт

По данным ЦОДД
Слепящее солнце
Слепящее солнце
Летом слишком ясное небо может быть угрозой, так как людей слепит солнце. Облачность, наоборот, по своему влиянию похожа на осадки: все, кроме автомобилистов, реже ездят по городу. Сила ветра в основном сказывается на мототранспорте: чем крепче ветер, тем больше аварий с мопедами и мотоциклами.
Летом слишком ясное небо может быть угрозой, так как людей слепит солнце. Облачность, наоборот, по своему влиянию похожа на осадки: все, кроме автомобилистов, реже ездят по городу. Сила ветра в основном сказывается на мототранспорте: чем крепче ветер, тем больше аварий с мопедами и мотоциклами.
Как видимость, облачность и ветер влияли на число ДТП и их последствия
Как видимость, облачность и ветер влияли на число ДТП и их последствия
Кликните на год, чтобы переключить
Кликните на год, чтобы переключить
Соотношение типов ДТП почти не меняется
Соотношение типов ДТП почти не меняется
В первой половине лета 2022 было меньше ДТП, чем за тот же период в 2021. А распределение ДТП по типам — участникам и местам происшествия — осталось схожим. Пешеходы и транспорт, который не может ехать быстрее 50 км/ч, чаще попадают в ДТП вне крупных шоссе, а мотоциклы и автомобили — наоборот.
В первой половине лета 2022 было меньше ДТП, чем за тот же период в 2021. А распределение ДТП по типам — участникам и местам происшествия — осталось схожим. Пешеходы и транспорт, который не может ехать быстрее 50 км/ч, чаще попадают в ДТП вне крупных шоссе, а мотоциклы и автомобили — наоборот.
Аварии с пешеходами на МКАД нередко оказываются вторичными: сначала случается ДТП с автомобилем, а затем его водители и пассажиры выходят на проезжуют часть, чтобы оценить последствия аварии — и попадают под машину
Аварии с пешеходами на МКАД нередко оказываются вторичными: сначала случается ДТП с автомобилем, а затем его водители и пассажиры выходят на проезжуют часть, чтобы оценить последствия аварии — и попадают под машину
Самое заметное изменение — рост популярности самокатов, из-за которого количество аварий с ними в 2022 увеличилось в 1,75 раза: с 28 до 49 случаев за первую половину лета. Однако статистика кажется пугающей лишь в абсолютных значениях, а на деле частота ДТП снизилась. Если в 2021 случалось по 2−3 ДТП на каждые 100 тыс. поездок, то сейчас это число упало до одного случая на 100 тыс. поездок. Парк городских СИМ расширился, но число аварий на тысячу самокатов в начале лета изменилось не очень сильно: с 1,1 в 2021 до 1,4 в 2022.
Самое заметное изменение — рост популярности самокатов, из-за которого количество аварий с ними в 2022 увеличилось в 1,75 раза: с 28 до 49 случаев за первую половину лета. Однако статистика кажется пугающей лишь в абсолютных значениях, а на деле частота ДТП снизилась. Если в 2021 случалось по 2−3 ДТП на каждые 100 тыс. поездок, то сейчас это число упало до одного случая на 100 тыс. поездок. Парк городских СИМ расширился, но число аварий на тысячу самокатов в начале лета изменилось не очень сильно: с 1,1 в 2021 до 1,4 в 2022.

С 1 марта 2023 действуют новые правила езды на электросамокатах и гироскутерах — теперь и на личных, и на шеринговых самокатах разрешено двигаться со скоростью до 25 км/ч

С 1 марта 2023 действуют новые правила езды на электросамокатах и гироскутерах — теперь и на личных, и на шеринговых самокатах разрешено двигаться со скоростью до 25 км/ч
Другое последствие популярности самокатов — снижение числа ДТП с мопедами. Судя по тому, что все аварии с мопедами случились вне крупных трасс, а каждое четвёртое ДТП с самокатами было на шоссе, на самокатах охотнее, чем на мопедах, ездят по транспортным артериям. Это может быть опасно, потому что машины двигаются с большой скоростью, а самокатчики, в отличие от автомобилистов, не защищены железным «панцирем». Новые поправки к ПДД повысят безопасность самокатчиков: теперь на СИМ разрешено двигаться только по улицам, где максимальная разрешённая скорость не превышает 60 км/ч.

В 2021 велосипедисты попадали в аварии рядом с водоёмами чаще, чем самокатчики и водители мопедов, однако в 2022 число велоДТП у воды сократилось до одного случая. Вероятно, теперь около водоёмов москвичи ездят на других СИМ или ходят пешком.
Другое последствие популярности самокатов — снижение числа ДТП с мопедами. Судя по тому, что все аварии с мопедами случились вне крупных трасс, а каждое четвёртое ДТП с самокатами было на шоссе, на самокатах охотнее, чем на мопедах, ездят по транспортным артериям. Это может быть опасно, потому что машины двигаются с большой скоростью, а самокатчики, в отличие от автомобилистов, не защищены железным «панцирем». Новые поправки к ПДД повысят безопасность самокатчиков: теперь на СИМ разрешено двигаться только по улицам, где максимальная разрешённая скорость не превышает 60 км/ч.

В 2021 велосипедисты попадали в аварии рядом с водоёмами чаще, чем самокатчики и водители мопедов, однако в 2022 число велоДТП у воды сократилось до одного случая. Вероятно, теперь около водоёмов москвичи ездят на других СИМ или ходят пешком.
  • Чем лето похоже на весну и чем отличается
  • Чем лето похоже на весну и чем отличается
Мы решили сопоставить лето с другим сезоном, чтобы понять, какие характерные признаки есть у лета. Также для нас было важно изучить влияние погодных факторов на поездки на разных видах транспорта и посмотреть, как оно меняется от сезона к сезону.

Выбрали первую половину весны 2021 и 2022 — переходный период, когда температура порой опускается до зимних значений, а иногда поднимается до летних. Вместе с этим меняются и погодные условия, благодаря чему сравнение стало более показательным.
Мы решили сопоставить лето с другим сезоном, чтобы понять, какие характерные признаки есть у лета. Также для нас было важно изучить влияние погодных факторов на поездки на разных видах транспорта и посмотреть, как оно меняется от сезона к сезону.

Выбрали первую половину весны 2021 и 2022 — переходный период, когда температура порой опускается до зимних значений, а иногда поднимается до летних. Вместе с этим меняются и погодные условия, благодаря чему сравнение стало более показательным.
Весенняя погода в Москве
Весенняя погода в Москве

Ранняя весна отличается от лета коротким световым днём, резкими перепадами давления, постоянно сильным ветром. При этом перепад температуры в течение суток весной чуть меньше. Также на дорожную ситуацию влияет наличие снега

Ранняя весна отличается от лета коротким световым днём, резкими перепадами давления, постоянно сильным ветром. При этом перепад температуры в течение суток весной чуть меньше. Также на дорожную ситуацию влияет наличие снега

Летом больше видов транспорта
Летом больше видов транспорта
Главное различие между сезонами — летнее разнообразие видов транспорта. Весной реже ездят на самокатах, велосипедах и мопедах, то есть средствах индивидуальной мобильности (СИМ). А самым летним транспортом можно считать мотоциклы, количество аварий с которыми увеличивается больше чем в десять раз.
Главное различие между сезонами — летнее разнообразие видов транспорта. Весной реже ездят на самокатах, велосипедах и мопедах, то есть средствах индивидуальной мобильности (СИМ). А самым летним транспортом можно считать мотоциклы, количество аварий с которыми увеличивается больше чем в десять раз.
Весной самокатчики, мотоциклисты и водители мопедов ведут себя так же, как и летом: когда на улице становится теплее, количество поездок сразу растёт. Однако в отличие от лета рост числа поездок на самокатах не приводит к моментальному повышению количества ДТП с ними.

С мотоциклами и мопедами всё наоборот: если на улицах их становится больше, аварии случаются чаще. За первую половину весны 2022 было только девять дней, когда в городе насчитывалось больше 600 мотоциклов и мопедов. Однако за эти девять дней случилось целых семь ДТП.
Весной самокатчики, мотоциклисты и водители мопедов ведут себя так же, как и летом: когда на улице становится теплее, количество поездок сразу растёт. Однако в отличие от лета рост числа поездок на самокатах не приводит к моментальному повышению количества ДТП с ними.

С мотоциклами и мопедами всё наоборот: если на улицах их становится больше, аварии случаются чаще. За первую половину весны 2022 было только девять дней, когда в городе насчитывалось больше 600 мотоциклов и мопедов. Однако за эти девять дней случилось целых семь ДТП.
Часть ДТП происходит в другую погоду
Часть ДТП происходит в другую погоду
При температуре около нуля
При температуре около нуля
Если летом на дорожной ситуации сильнее всего сказывается жара, то весной опаснее пограничные температуры около нуля. Если температура чуть больше нуля, появляется жижа. Чуть меньше — гололёд. Также, согласно исследованию Брайана Миллса и Жан Одри из Университета Уотерлу в Канаде, пограничные температуры приводят к преждевременному износу дорожного покрытия.
Если летом на дорожной ситуации сильнее всего сказывается жара, то весной опаснее пограничные температуры около нуля. Если температура чуть больше нуля, появляется жижа. Чуть меньше — гололёд. Также, согласно исследованию Брайана Миллса и Жан Одри из Университета Уотерлу в Канаде, пограничные температуры приводят к преждевременному износу дорожного покрытия.
Когда температура резко меняется
Когда температура резко меняется
На мопеды и мотоциклы влияют в первую очередь перепады температуры в течение суток. Летом эта особенность тоже заметна, но весной встречается почти у всех аварий с мотоциклами и у половины ДТП с мопедами. Возможно, дело в шинах: на холоде летняя резина стремительно дубеет и теряет эластичность, а в жару зимняя резина становится очень мягкой и быстро стирается. Днём в резину проникает влага, которая потом замерзает ночью и образует микротрещины в шинах. В результате управлять мотоциклом или мопедом становится намного труднее.
На мопеды и мотоциклы влияют в первую очередь перепады температуры в течение суток. Летом эта особенность тоже заметна, но весной встречается почти у всех аварий с мотоциклами и у половины ДТП с мопедами. Возможно, дело в шинах: на холоде летняя резина стремительно дубеет и теряет эластичность, а в жару зимняя резина становится очень мягкой и быстро стирается. Днём в резину проникает влага, которая потом замерзает ночью и образует микротрещины в шинах. В результате управлять мотоциклом или мопедом становится намного труднее.
Если ночью заморозки
Если ночью заморозки
Весной отдельный фактор риска для велосипедистов и самокатчиков — заморозки. При температуре ниже −3 °C аварийность повышается. Летом такой проблемы, конечно, нет.
Весной отдельный фактор риска для велосипедистов и самокатчиков — заморозки. При температуре ниже −3 °C аварийность повышается. Летом такой проблемы, конечно, нет.
В дни с высоким или низким давлением
В дни с высоким или низким давлением
Очень низкое и очень высокое давление влияют на всех участников движения как весной, так и летом. Но между сезонами есть и различие: весной крайние значения особенно опасны при пограничной температуре около нуля, в то время как летом прямой зависимости между давлением и температурой не наблюдается.
Очень низкое и очень высокое давление влияют на всех участников движения как весной, так и летом. Но между сезонами есть и различие: весной крайние значения особенно опасны при пограничной температуре около нуля, в то время как летом прямой зависимости между давлением и температурой не наблюдается.
Во время дождя
Во время дождя
Если летом большинство самокатчиков, велосипедистов, мотоциклистов и водителей мопедов предпочитает переждать дождь и выехать, когда погода улучшится, то весной многие в принципе отказываются от двухколёсного транспорта. И это правильно: данные показывают, что весенние осадки вместе с сильным ветром оказываются особенно опасны.

Автомобилисты же и весной, и летом в непогоду сталкиваются с множеством сложностей: высокая влажность негативно влияет на сцепление колёс с поверхностью и снижает отдачу мотора.
Если летом большинство самокатчиков, велосипедистов, мотоциклистов и водителей мопедов предпочитает переждать дождь и выехать, когда погода улучшится, то весной многие в принципе отказываются от двухколёсного транспорта. И это правильно: данные показывают, что весенние осадки вместе с сильным ветром оказываются особенно опасны.

Автомобилисты же и весной, и летом в непогоду сталкиваются с множеством сложностей: высокая влажность негативно влияет на сцепление колёс с поверхностью и снижает отдачу мотора.
Когда облачно, плохо видно и дует ветер
Когда облачно, плохо видно и дует ветер
Если летом аварийность повышается, когда сквозь безоблачное небо печёт солнце, то весной число ДТП с пешеходами, велосипедистами и автомобилистами растёт при облачной погоде. Сказывается плохая видимость, что заметно и по типам ДТП: весной чаще, чем летом, наезжают на препятствия и стоящие транспортные средства.

Сильный ветер куда опаснее весной, а не летом, особенно в сочетании с другими условиями, типичными для прохладной погоды. Например, ветер влияет на тяжесть ДТП, когда на улице минусовая температура, пасмурно, давление очень низкое и идёт ливневый снег. Такие условия были 26 и 27 марта 2022, когда за два дня в ДТП пострадали 12 пешеходов, а двое погибли. Для транспорта сильный ветер — это тоже отягчающий фактор.
Если летом аварийность повышается, когда сквозь безоблачное небо печёт солнце, то весной число ДТП с пешеходами, велосипедистами и автомобилистами растёт при облачной погоде. Сказывается плохая видимость, что заметно и по типам ДТП: весной чаще, чем летом, наезжают на препятствия и стоящие транспортные средства.

Сильный ветер куда опаснее весной, а не летом, особенно в сочетании с другими условиями, типичными для прохладной погоды. Например, ветер влияет на тяжесть ДТП, когда на улице минусовая температура, пасмурно, давление очень низкое и идёт ливневый снег. Такие условия были 26 и 27 марта 2022, когда за два дня в ДТП пострадали 12 пешеходов, а двое погибли. Для транспорта сильный ветер — это тоже отягчающий фактор.
ДТП распределяются одинаково
ДТП распределяются одинаково
В Москве распределение ДТП остаётся стабильным вне зависимости от года и сезона: на шоссе и МКАД чаще попадают в аварии автомобилисты и мотоциклисты, а на дорогах с более медленным движением обычны столкновения с участием пешеходов, самокатчиков, велосипедистов и водителей мопедов.
В Москве распределение ДТП остаётся стабильным вне зависимости от года и сезона: на шоссе и МКАД чаще попадают в аварии автомобилисты и мотоциклисты, а на дорогах с более медленным движением обычны столкновения с участием пешеходов, самокатчиков, велосипедистов и водителей мопедов.
Где случались ДТП
Где случались ДТП
Заметных различий между сезонами немного, и связаны они в основном с велосипедами. Так, весной увеличивается доля ДТП с велосипедами у шоссе: в прохладную погоду велосипед используют для транспортных поездок, но не досуговых. Дополняет это наблюдение тот факт, что ранней весной не происходят ДТП рядом с водоёмами. В этот период у воды также нет происшествий с самокатами и мотоциклами. Видимо, москвичи считают, что в первые недели весны кататься рядом с водой рановато.
Заметных различий между сезонами немного, и связаны они в основном с велосипедами. Так, весной увеличивается доля ДТП с велосипедами у шоссе: в прохладную погоду велосипед используют для транспортных поездок, но не досуговых. Дополняет это наблюдение тот факт, что ранней весной не происходят ДТП рядом с водоёмами. В этот период у воды также нет происшествий с самокатами и мотоциклами. Видимо, москвичи считают, что в первые недели весны кататься рядом с водой рановато.

Можно сказать, что главное отличие лета от ранней весны — обманчивость. Если весной люди стараются учитывать погодные условия, то летом хорошая погода порой заставляет забыть об осторожности. На дороги выезжает больше велосипедистов, самокатчиков и мотоциклистов, появляются новые типы аварий, например опрокидывание, меняется распределение ДТП, которые чаще случаются рядом с местами прогулок, в частности у водоёмов.

Показательно, что летом одной из ключевых причин аварийности становится безоблачная погода, когда участники движения расслабляются и ведут себя увереннее. То же происходит и с осадками: если весной многие просто отказываются от поездки, то летом люди предпочитают переждать дождь и затем всё-таки поехать, в результате попадая под неожиданные грозы.
Можно сказать, что главное отличие лета от ранней весны — обманчивость. Если весной люди стараются учитывать погодные условия, то летом хорошая погода порой заставляет забыть об осторожности. На дороги выезжает больше велосипедистов, самокатчиков и мотоциклистов, появляются новые типы аварий, например опрокидывание, меняется распределение ДТП, которые чаще случаются рядом с местами прогулок, в частности у водоёмов.

Показательно, что летом одной из ключевых причин аварийности становится безоблачная погода, когда участники движения расслабляются и ведут себя увереннее. То же происходит и с осадками: если весной многие просто отказываются от поездки, то летом люди предпочитают переждать дождь и затем всё-таки поехать, в результате попадая под неожиданные грозы.

  • Что летом опаснее всего
  • Что летом опаснее всего
  • Атмосферное давление вне нормы. Если оно сильно отклоняется от привычного уровня и вы чувствуете слабость, лучше в такой день воспользоваться общественным транспортом. Отслеживать давление можно в специальных мобильных приложениях, которые в том числе предупреждают и о резких изменениях. Также ЦОДД публикует инструкции, как вести себя, если стало плохо в дороге.
  • Атмосферное давление вне нормы. Если оно сильно отклоняется от привычного уровня и вы чувствуете слабость, лучше в такой день воспользоваться общественным транспортом. Отслеживать давление можно в специальных мобильных приложениях, которые в том числе предупреждают и о резких изменениях. Также ЦОДД публикует инструкции, как вести себя, если стало плохо в дороге.
  • Летние дожди. В непогоду снижается видимость, ухудшается сцепление колёс с дорогой. В таких условиях лучше ехать на меньшей скорости и соблюдать дистанцию от других участников движения, чтобы успеть затормозить. Велосипедистам, самокатчикам и мотоциклистам пригодятся светоотражатели и яркая одежда для заметности. ЦОДД рассылает сообщения о плохой погоде, а также предупреждает о возможных неприятностях на дорожных табло.
  • Летние дожди. В непогоду снижается видимость, ухудшается сцепление колёс с дорогой. В таких условиях лучше ехать на меньшей скорости и соблюдать дистанцию от других участников движения, чтобы успеть затормозить. Велосипедистам, самокатчикам и мотоциклистам пригодятся светоотражатели и яркая одежда для заметности. ЦОДД рассылает сообщения о плохой погоде, а также предупреждает о возможных неприятностях на дорожных табло.
  • Солнечная и жаркая погода. Аварии часто случаются при отличной видимости в дни без осадков. Даже если дорога кажется безопасной, имеет смысл осторожничать и не терять бдительность. Так, в жаркие дни асфальт может таять, из-за чего сцепление с дорогой будет ухудшаться и управлять станет сложнее. В соцсетях и на дорожных табло ЦОДД предостерегает об опасностях летней жары и делится рекомендациями.
  • Солнечная и жаркая погода. Аварии часто случаются при отличной видимости в дни без осадков. Даже если дорога кажется безопасной, имеет смысл осторожничать и не терять бдительность. Так, в жаркие дни асфальт может таять, из-за чего сцепление с дорогой будет ухудшаться и управлять станет сложнее. В соцсетях и на дорожных табло ЦОДД предостерегает об опасностях летней жары и делится рекомендациями.
  • Что мы узнали
  • Что мы узнали
Лето отличается от других сезонов разнообразием видов транспорта. На улицах появляются самокаты, велосипеды, мопеды и мотоциклы. Весной их в городе мало: гололёд и каша на дороге мешают ездить с комфортом.
Из погодных факторов сильнее всего на участников движения влияют очень высокие и очень низкие уровни атмосферного давления. Температура сама по себе — значимый фактор только для автомобилей, а на пешеходах и индивидуальном транспорте скорее сказывается температура по ощущениям. Число ДТП растёт и в жару, и в летние грозы.
Особенно метеозависим двухколёсный транспорт — велосипеды, мопеды и мотоциклы. Перепады погоды могут испортить состояние резины, а осадки и сильный ветер способны привести к тяжёлой аварии.
Лето отличается от других сезонов разнообразием видов транспорта. На улицах появляются самокаты, велосипеды, мопеды имотоциклы. Весной их в городе мало: гололёд и каша на дороге мешают ездить с комфортом.
Из погодных факторов сильнее всего на участников движения влияют очень высокие и очень низкие уровни атмосферного давления. Температура сама по себе — значимый фактор только для автомобилей, а на пешеходах и индивидуальном транспорте скорее сказывается температура по ощущениям. Число ДТП растёт и в жару, и в летние грозы.
Особенно метеозависим двухколёсный транспорт — велосипеды, мопеды и мотоциклы. Перепады погоды могут испортить состояние резины, а осадки и сильный ветер способны привести к тяжёлой аварии.
Лето отличается от других сезонов разнообразием видов транспорта. На улицах появляются самокаты, велосипеды, мопеды имотоциклы. Весной их в городе мало: гололёд и каша на дороге мешают ездить с комфортом.
Из погодных факторов сильнее всего на участников движения влияют очень высокие и очень низкие уровни атмосферного давления. Температура сама по себе — значимый фактор только для автомобилей, а на пешеходах и индивидуальном транспорте скорее сказывается температура по ощущениям. Число ДТП растёт и в жару, и в летние грозы.
Особенно метеозависим двухколёсный транспорт — велосипеды, мопеды и мотоциклы. Перепады погоды могут испортить состояние резины, а осадки и сильный ветер способны привести к тяжёлой аварии.
  • Что думают эксперты
  • Что думают эксперты

Полина Полетаева
Невролог-ординатор
В жаркую погоду организм тратит много сил на охлаждение и потому старается экономить энергию, из-за чего, например, снижается потребность в пище. Возможно и обезвоживание. В результате мозг может недополучать глюкозу — своё «топливо», что приводит к незначительному снижению концентрации.

Кроме глюкозы, мозгу нужно много кислорода, чтобы работать. В жару уровень кислорода в организме может снизиться из-за выхлопных газов или испарений от асфальта. Такое явление называется гипоксией. В легкой форме оно вызывает сонливость, что может быть опасно.

Среди погодных факторов бо́льшую роль играет атмосферное давление, из-за которого может возникать сонливость. Обычно оно не слишком влияет на здоровые и молодые организмы, однако пожилые и люди с хроническими заболеваниями чувствительны к перепадам давления.

В целом, влияние всех факторов будет индивидуальным для каждого человека. Все люди очень разные: допустим, у тех, кто работает в офисе и редко выходит на улицу, может быть недостаток витамина D. Важно и питание: если человек регулярно ест сезонные фрукты и получает все нужные витамины, то будет бодр даже в пасмурную погоду.
Полина Полетаева
Невролог-ординатор
В жаркую погоду организм тратит много сил на охлаждение и потому старается экономить энергию, из-за чего, например, снижается потребность в пище. Возможно и обезвоживание. В результате мозг может недополучать глюкозу — своё «топливо», что приводит к незначительному снижению концентрации.

Кроме глюкозы, мозгу нужно много кислорода, чтобы работать. В жару уровень кислорода в организме может снизиться из-за выхлопных газов или испарений от асфальта. Такое явление называется гипоксией. В легкой форме оно вызывает сонливость, что может быть опасно.

Среди погодных факторов бо́льшую роль играет атмосферное давление, из-за которого может возникать сонливость. Обычно оно не слишком влияет на здоровые и молодые организмы, однако пожилые и люди с хроническими заболеваниями чувствительны к перепадам давления.

В целом, влияние всех факторов будет индивидуальным для каждого человека. Все люди очень разные: допустим, у тех, кто работает в офисе и редко выходит на улицу, может быть недостаток витамина D. Важно и питание: если человек регулярно ест сезонные фрукты и получает все нужные витамины, то будет бодр даже в пасмурную погоду.

Михаил Соломонов
Главный специалист отдела безопасности дорожного движения ЦОДД
Когда мы говорим про весну и лето, на популярность велосипедов, самокатов и других СИМ больше влияют осадки, а не колебания температуры. При этом количество поездок сильнее всего зависит от весеннего снега, который останавливает многих велосипедистов и самокатчиков. То, что в начале весны на улицах мало мотоциклистов, неудивительно: мотосезон обычно начинается в мае.

И хотя в плохую погоду ездить сложнее, продуманная инфраструктура снижает аварийность и тяжесть последствий ДТП. Например, умные перекрёстки адаптируются под дорожную ситуацию. Есть и не такие очевидные зависимости: так, чем больше в городе велосипедистов, тем безопаснее по нему ездить в любую погоду. Иначе говоря, продуманная велоинфраструктура снижает аварийность не только сама по себе, но и косвенно, когда привлекает новых велосипедистов.

Мы продолжим улучшать инфраструктуру, чтобы по городу было безопасно ездить в любую погоду.
Михаил Соломонов
Главный специалист отдела безопасности дорожного движения ЦОДД
Когда мы говорим про весну и лето, на популярность велосипедов, самокатов и других СИМ больше влияют осадки, а не колебания температуры. При этом количество поездок сильнее всего зависит от весеннего снега, который останавливает многих велосипедистов и самокатчиков. То, что в начале весны на улицах мало мотоциклистов, неудивительно: мотосезон обычно начинается в мае.

И хотя в плохую погоду ездить сложнее, продуманная инфраструктура снижает аварийность и тяжесть последствий ДТП. Например, умные перекрёстки адаптируются под дорожную ситуацию. Есть и не такие очевидные зависимости: так, чем больше в городе велосипедистов, тем безопаснее по нему ездить в любую погоду. Иначе говоря, продуманная велоинфраструктура снижает аварийность не только сама по себе, но и косвенно, когда привлекает новых велосипедистов.

Мы продолжим улучшать инфраструктуру, чтобы по городу было безопасно ездить в любую погоду.
Благодарим за материалы Carbon / IBM, CoreUI Free / creativeLabs Łukasz Holeczek, Google Material Icons / Material Design Authors, Health Icons / Resolve to Save Lives и Alexandru Stoica
Благодарим за материалы Carbon / IBM, CoreUI Free / creativeLabs Łukasz Holeczek, Google Material Icons / Material Design Authors, Health Icons / Resolve to Save Lives и Alexandru Stoica