Доступное образование
Доступное образование
На каком транспорте удобно ездить до московских вузов
Доступное образование
На каком транспорте удобно ездить до московских вузов
Камерный квинтет
Доступное образование
Камерный квинтет
Доступное образование
На каком транспорте удобно ездить до московских вузов
Узнали, насколько удобно студентам добираться до московских университетов. Для этого изучили, какая транспортная инфраструктура есть рядом с вузами
Узнали, насколько удобно студентам добираться до московских университетов. Для этого изучили, какая транспортная инфраструктура есть рядом с вузами
  • В статье расскажем
В статье расскажем
В статье расскажем
Как работали с данными
Актуальные данные о расположении остановок наземного транспорта, городских велопарковок и станций аренды велосипедов и самокатов мы получили от коллег из ЦОДД и Инновационного центра «Безопасный транспорт». Сведения о расположении станций метро, МЦД и электричек скачали с Портала открытых данных Москвы. Информацию об электричках сверили с официальной схемой движения пригородных поездов.
Чтобы определить приблизительное время пути, использовали таблицу скорости движения пешеходов. Выбрали 6 км/ч как среднюю скорость молодых людей, идущих в спокойном темпе.
При подсчётах предположили, что с некоторой погрешностью человек способен пройти по прямой. Вокруг центра территории каждого вуза мы построили восемь буферов радиусом от 250 м до 2 км с интервалом в 250 м. Сопоставили получившиеся расстояния со средней скоростью пешехода и так узнали, куда человек дойдёт за три минуты, а куда — за двадцать. Рядом с некоторыми вузами было много транспортной инфраструктуры, поэтому мы решили добавить ещё один буфер радиусом в 125 м. С его помощью узнали, куда можно дойти всего за минуту. Университеты у рек и МКАД разбирали отдельно с учётом ближайших мостов и пешеходных переходов.
Данные о расположении университетских корпусов брали из OpenStreetMap (OSM). Чтобы учитывать передвижение людей внутри корпуса, мы отсчитывали расстояние не от ближайшего к остановке или метро входа, а от центра университетской территории. Для этого использовали не готовые точечные слои со входами и выходами, а полигоны территорий, у которых определяли центроиды — центральные точки отдельных корпусов.
Считали, что инфраструктура находится в пешей доступности, если попадает в один из этих буферов
  • На каком транспорте проще добираться до вузов
  • На каком транспорте проще добираться до вузов
Всего в Москве более 250 вузов. Больше ста из них расположены в Центральном округе. Самые «студенческие» районы — на юго-западе столицы. В районах Раменки, Проспект Вернадского, Тропарёво-Никулино и Обручевский университеты занимают более 5 % от площади. Там находятся корпуса МГУ, МГИМО, РУДН и других вузов.
Всего в Москве более 250 вузов. Больше ста из них расположены в Центральном округе. Самые «студенческие» районы — на юго-западе столицы. В районах Раменки, Проспект Вернадского, Тропарёво-Никулино и Обручевский университеты занимают более 5 % от площади. Там находятся корпуса МГУ, МГИМО, РУДН и других вузов.
Разберём разные виды транспорта у вузов, начиная с наиболее доступных.
Разберём разные виды транспорта у вузов, начиная с наиболее доступных.
Наземный транспорт
Наземный транспорт
Всего в Москве более 21,5 тыс. остановок наземного городского транспорта
Всего в Москве более 21,5 тыс. остановок наземного городского транспорта
Самый удобный для студентов вариант — городской наземный транспорт. В радиусе до 750 м от всех вузов есть автобусная или трамвайная остановка. Иначе говоря, от любого университета можно дойти до остановки меньше чем за 8 минут. Половина вузов и вовсе расположены в трёх минутах от ближайшей остановки. Причём до остановок наземного транспорта можно быстро дойти по всему городу: как в центре, так и на периферии.
Самый удобный для студентов вариант — городской наземный транспорт. В радиусе до 750 м от всех вузов есть автобусная или трамвайная остановка. Иначе говоря, от любого университета можно дойти до остановки меньше чем за 8 минут. Половина вузов и вовсе расположены в трёх минутах от ближайшей остановки. Причём до остановок наземного транспорта можно быстро дойти по всему городу: как в центре, так и на периферии.

Турецкие исследователи выяснили, что после пандемии стамбульские студенты стали чаще выбирать личный транспорт вместо общественного. При этом одним из самых популярных способов передвижения остаётся ходьба

Турецкие исследователи выяснили, что после пандемии стамбульские студенты стали чаще выбирать личный транспорт вместо общественного. При этом одним из самых популярных способов передвижения остаётся ходьба

Самокаты и велосипеды
Самокаты и велосипеды
Около 99 % вузов есть станции аренды самокатов —
пешком до них не больше 20 минут
Около 99% вузов есть станции аренды самокатов — пешком до них не больше 20 минут
На втором месте по удобству находятся самокаты. Хотя зона их работы зависит от выбора каждого конкретного оператора, в городе эти зоны распределены довольно равномерно. Так, от половины вузов можно дойти до ближайшего арендного самоката меньше чем за три минуты.
На втором месте по удобству находятся самокаты. Хотя зона их работы зависит от выбора каждого конкретного оператора, в городе эти зоны распределены довольно равномерно. Так, от половины вузов можно дойти до ближайшего арендного самоката меньше чем за три минуты.
В пяти минутах от 70 % вузов есть станция аренды велосипедов
В пяти минутах от 70% вузов есть станция аренды велосипедов
Также рядом с вузами немало арендных велосипедов: в четырёх минутах ходьбы от половины университетов есть станция велоаренды. На расстоянии до 750 м от вуза шанс наткнуться на станцию аренды самокатов или велосипедов возрастает с каждым шагом.
А вот если человек идёт дольше восьми минут, а станция так и не попалась, ему лучше свериться с картой. Станции аренды расположены кучно, и если быстро их найти не получилось, то, возможно, они ещё не появились в этом районе. Интересно, что в случае с метро всё наоборот: оно есть практически в каждом районе, но расстояние между станциями больше.
Также рядом с вузами немало арендных велосипедов: в четырёх минутах ходьбы от половины университетов есть станция велоаренды. На расстоянии до 750 м от вуза шанс наткнуться на станцию аренды самокатов или велосипедов возрастает с каждым шагом.
А вот если человек идёт дольше восьми минут, а станция так и не попалась, ему лучше свериться с картой. Станции аренды расположены кучно, и если быстро их найти не получилось, то, возможно, они ещё не появились в этом районе. Интересно, что в случае с метро всё наоборот: оно есть практически в каждом районе, но расстояние между станциями больше.

Согласно китайскому исследованию, студенты охотно используют велосипеды для коротких поездок. И не только от метро до университета и обратно — а, например, во время перерывов они ездят от вуза до магазина

Согласно китайскому исследованию, студенты охотно используют велосипеды для коротких поездок. И не только от метро до университета и обратно — а, например, во время перерывов они ездят от вуза до магазина

Городские велопарковки есть не только внутри МКАД, но и за пределами магистрали
Городские велопарковки есть не только внутри МКАД, но и за пределами магистрали
Те же, кто предпочитает ездить на собственных велосипедах или самокатах, могут пользоваться парковками. В 20 минутах ходьбы от любого университета есть хотя бы одна городская велопарковка, а в четырёх минутах — у половины вузов. Велопарковки равномерно распределены как в центре, так и на периферии города.
Те же, кто предпочитает ездить на собственных велосипедах или самокатах, могут пользоваться парковками. В 20 минутах ходьбы от любого университета есть хотя бы одна городская велопарковка, а в четырёх минутах — у половины вузов. Велопарковки равномерно распределены как в центре, так и на периферии города.
Метро
Метро
В километре от 80 % вузов находится хотя бы одна станция метро
В километре от 80% вузов находится хотя бы одна станция метро
Сеть метрополитена довольно равномерно покрывает город, поэтому значительной разницы между доступностью станций в центре и за пределами ТТК нет. Примерно за шесть минут можно добраться от метро до половины вузов, а за 20 минут — до 97 % вузов.
Метро — чуть ли не главный транспорт для студентов, которые учатся в университетских кварталах
на юго-западе города. Туда ведёт красная Сокольническая линия. Студенты пользуются этой веткой ещё с 1959, когда была открыта станция «Университет».
Сеть метрополитена довольно равномерно покрывает город, поэтому значительной разницы между доступностью станций в центре и за пределами ТТК нет. Примерно за шесть минут можно добраться от метро до половины вузов, а за 20 минут — до 97 % вузов.
Метро — чуть ли не главный транспорт для студентов, которые учатся в университетских кварталах на юго-западе города. Туда ведёт красная Сокольническая линия. Студенты пользуются этой веткой ещё с 1959, когда была открыта станция «Университет».
Электрички
Электрички
Всего в Москве восемь направлений пригородных электричек: Горьковское, Казанское, Курское, Ленинградское, Павелецкое, Рижское, Савёловское и Ярославское
Всего в Москве восемь направлений пригородных электричек: Горьковское, Казанское, Курское, Ленинградское, Павелецкое, Рижское, Савёловское и Ярославское
Железные дороги, по которым ездят электрички, лучами расходятся из центра Москвы и ведут в область. Поезда курсируют только между определёнными вокзалами, и пересадок между разными направлениями нет. Так что студентам не всегда подходит ближайшая к вузу железнодорожная станция.
Вузы не предоставляют общежитие студентам из Московской области — можно предположить, что чаще всего они добираются до университетов на электричках. Если кто-то из подмосковного Раменского едет до «студенческих» кварталов на юго-востоке города, ему придётся использовать и метро, и электрички. Сначала — на поезде по Казанскому направлению, а потом — на метро до нужной станции. В таком случае путь до университета займёт более двух часов.
Железные дороги, по которым ездят электрички, лучами расходятся из центра Москвы и ведут в область. Поезда курсируют только между определёнными вокзалами, и пересадок между разными направлениями нет. Так что студентам не всегда подходит ближайшая к вузу железнодорожная станция.
Вузы не предоставляют общежитие студентам из Московской области — можно предположить, что чаще всего они добираются до университетов на электричках. Если кто-то из подмосковного Раменского едет до «студенческих» кварталов на юго-востоке города, ему придётся использовать и метро, и электрички. Сначала — на поезде по Казанскому направлению, а потом — на метро до нужной станции. В таком случае путь до университета займёт более двух часов.
МЦД
МЦД
После открытия 3 и 4 линий от половины вузов можно будет дойти до станций МЦД меньше чем за 20 минут
После открытия 3 и 4 линий от половины вузов можно будет дойти до станций МЦД меньше чем за 20 минут
Московские центральные диаметры пересекают город почти по прямой. Линий МЦД меньше, чем линий электричек, поэтому на карте заметнее, как вузы выстраиваются в относительно прямой поток.
В 2022–2023 учебном году линии МЦД-3 и МЦД-4 ещё не были открыты, работали только МЦД-1 (Белорусское и Савёловское направления) и МЦД-2 (Курское и Рижское). В 2023–2024 диаметры соединят Ленинградское направление с Казанским, а Киевское — с Горьковским.
Новые линии повысят не только пешую доступность вузов, но и транспортную связность в целом: в отличие от электричек, линии МЦД проходят через центр города и имеют единую тарифную систему с метро и МЦК. Если для поездки на электричке нужно покупать отдельный билет, то для МЦД подойдут социальная карта или «Тройка». Правда, пока от МЦД за 20 минут можно дойти только до половины вузов.
Московские центральные диаметры пересекают город почти по прямой. Линий МЦД меньше, чем линий электричек, поэтому на карте заметнее, как вузы выстраиваются в относительно прямой поток.
В 2022–2023 учебном году линии МЦД-3 и МЦД-4 ещё не были открыты, работали только МЦД-1 (Белорусское и Савёловское направления) и МЦД-2 (Курское и Рижское). В 2023–2024 диаметры соединят Ленинградское направление с Казанским, а Киевское — с Горьковским.
Новые линии повысят не только пешую доступность вузов, но и транспортную связность в целом: в отличие от электричек, линии МЦД проходят через центр города и имеют единую тарифную систему с метро и МЦК.
Если для поездки на электричке нужно покупать отдельный билет, то для МЦД подойдут социальная карта или «Тройка». Правда, пока от МЦД за 20 минут можно дойти только до половины вузов.
  • Где учиться удобнее всего
  • Где учиться
    удобнее всего
От ¾ московских вузов можно за 10 минут дойти до любой транспортной инфраструктуры, кроме МЦД и электричек. А от каждого четвёртого вуза можно за это время дойти и до МЦД с электричками.
От ¾ московских вузов можно за 10 минут дойти до любой транспортной инфраструктуры, кроме МЦД и электричек. А от каждого четвёртого вуза можно за это время дойти и до МЦД с электричками.
Удобнее всего учиться в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК
Удобнее всего учиться в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК
Анализ показал, что удобнее всего ездить к вузам:
  • у вокзалов, например Белорусского или Курского;
  • у проспектов и крупных улиц, например у проспекта Вернадского или Люблинской улицы;
  • в центре и на севере города, особенно в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК.
Анализ показал, что удобнее всего ездить к вузам:
  • у вокзалов, например Белорусского или Курского;
  • у проспектов и крупных улиц, например у проспекта Вернадского или Люблинской улицы;
  • в центре и на севере города, особенно в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК.
Топ-30 вузов
Собрали список университетов, рядом с корпусами которых есть все виды транспорта. Нажмите на плюс, чтобы раскрыть список.
Собрали список университетов, рядом с корпусами которых есть все виды транспорта. Нажмите на плюс, чтобы раскрыть список.
1.
  • Октябрьская ул., 105.
2.
  • 3-я Мытищинская ул., 8;
  • ул. Тихая, 30.
3.
  • ул. Б. Садовая, 14.
4.
  • Б. Трёхсвятительский пер., 3;
  • Кочновский пр-д, 3;
  • Покровский б-р, 11;
  • Ст. Басманная ул., 21/4;
  • Трифоновская ул., 57.
5.
  • 1-я Мытищинская, д. 23.
6.
  • Рязанский просп., 99
7.
  • Б. Козловский пер., 4.
8.
  • 5-й пр-д Марьиной Рощи, 15А.
9.
  • Н. Басманная ул., 16.
10.
  • М. Казенный пер., 5Б.
11.
  • Ленинградский просп., 17.
12.
  • Шелепихинская наб., 2А.
13.
  • Вадковский переулок, 1;
  • ш. Фрезер, 10.
14.
  • Гороховский пер., 4.
15.
  • ул. Земляной Вал, 73.
16.
  • ул. Яблочкова, 5.
17.
  • ул. Краснопрудная, 14;
  • Рязанский просп., 9.
18.
  • Ленинградский просп., 3.
19.
  • Авиамоторная ул., 8А.
20.
  • ул. Артюхиной, 6.
21.
  • ул. Красноказарменная, 13, 14, 17.
22.
  • ул. Б. Семёновская, 38;
  • ул. М. Семёновская, 12;
  • ул. Садовая-Спасская, 6.
23.
  • М. Полуярославский пер., 3/5.
24.
  • Сигнальный пр-д, 23А.
25.
  • Миусская пл., 6.
26.
  • Н. Зыковский пр-д, 7А.
27.
  • Миусская пл., 9.
28.
  • Минаевский пер., 2.
29.
  • 1-й Басманный пер., 3.
30.
  • 4-й Вешняковский пр-д, 4.
  • Где находятся отдалённые вузы
  • Где находятся отдалённые вузы
Рядом с большими парками и реками
Рядом с большими парками и реками
Лесопарки влияют на транспортную доступность, когда их площадь превышает 3 км²
Лесопарки влияют на транспортную доступность, когда их площадь превышает 3 км²
Труднее всего добираться до вузов, которые расположены в зелёных зонах — у крупных парков и в поймах рек. На особо охраняемых природных территориях намного сложнее делать остановки, прокладывать метро или железные дороги.

По этой причине самыми труднодоступными точками оказались:
  • Московское высшее военное командное училище в парке Кузьминки;
  • Московская школа управления «Сколково» у парка в Можайском районе.
В пешей доступности от военного училища есть только городская велопарковка. Рядом со школой «Сколково» — лишь остановки наземного транспорта. Птица могла бы долететь по прямой и до парковки самокатов,
но для человека это уже труднее: между вузом и парковкой пролегает МКАД.
Труднее всего добираться до вузов, которые расположены в зелёных зонах — у крупных парков и в поймах рек. На особо охраняемых природных территориях намного сложнее делать остановки, прокладывать метро или железные дороги.

По этой причине самыми труднодоступными точками оказались:
  • Московское высшее военное командное училище в парке Кузьминки;
  • Московская школа управления «Сколково» у парка в Можайском районе.
В пешей доступности от военного училища есть только городская велопарковка. Рядом со школой «Сколково» — лишь остановки наземного транспорта. Птица могла бы долететь по прямой и до парковки самокатов,
но для человека это уже труднее: между вузом и парковкой пролегает МКАД.
Чтобы дойти до станции аренды, придётся пройти через целую деревню
Чтобы дойти до станции аренды, придётся пройти через целую деревню
Чуть более доступны два корпуса Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Один корпус находится между Москвой-рекой и Ромашковским лесом, а второй — у национального парка «Лосиный остров». Рядом с первым корпусом есть только городская велопарковка и остановки наземного транспорта. Около второго есть метро, наземный транспорт, аренда самокатов и велопарковка.
Чуть более доступны два корпуса Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Один корпус находится между Москвой-рекой и Ромашковским лесом, а второй — у национального парка «Лосиный остров». Рядом с первым корпусом есть только городская велопарковка и остановки наземного транспорта. Около второго есть метро, наземный транспорт, аренда самокатов и велопарковка.

Ирландские учёные выяснили, что студенты, которые живут далеко от университета, менее активны. Например, они реже участвуют в общественных мероприятиях или ходят по магазинам. Просто потому, что дорога до дома занимает много их времени

Ирландские учёные выяснили, что студенты, которые живут далеко от университета, менее активны. Например, они реже участвуют в общественных мероприятиях или ходят по магазинам. Просто потому, что дорога до дома занимает много их времени

Только три вида транспорта есть в пешей доступности от следующих вузов:
  • Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭУ);
  • Институт естествознания и спортивных технологий МГПУ;
  • Российский государственный социальный университет (РГСУ);
  • Сколковский институт науки и технологии.

МГГЭУ и РГСУ находятся у национального парка «Лосиный остров», институт МГПУ — у Измайловского парка, а Сколковский институт — неподалёку от парка в Можайском районе.
Только три вида транспорта есть в пешей доступности от следующих вузов:
  • Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭУ);
  • Институт естествознания и спортивных технологий МГПУ;
  • Российский государственный социальный университет (РГСУ);
  • Сколковский институт науки и технологии.

МГГЭУ и РГСУ находятся у национального парка «Лосиный остров», институт МГПУ — у Измайловского парка, а Сколковский институт — неподалёку от парка в Можайском районе.
У кольцевых дорог и крупных шоссе
У кольцевых дорог и крупных шоссе
Рельсовый транспорт пересекает московские кольца, некоторые автобусные маршруты и вовсе пролегают по ТТК и МКАД, а вот на велосипеде или самокате подъезжать к вузам рядом с автомагистралями неудобно.

У этого есть две причины. Во-первых, чтобы пересечь трассу на СИМ или пешком, часто нужно делать большой крюк до пешеходного перехода: напрямую пройти не получится. Во-вторых, аренда слабо развита рядом с автодорогами, где не предусмотрена даже пешеходная инфраструктура, а вокруг промзоны и леса.

И всё же неудобство для самокатчиков и велосипедистов в этом случае относительное: до станций аренды придётся пройти всего на полкилометра больше, чем в среднем по городу, то есть на 5 минут дольше.
Рельсовый транспорт пересекает московские кольца, некоторые автобусные маршруты и вовсе пролегают по ТТК и МКАД, а вот на велосипеде или самокате подъезжать к вузам рядом с автомагистралями неудобно.

У этого есть две причины. Во-первых, чтобы пересечь трассу на СИМ или пешком, часто нужно делать большой крюк до пешеходного перехода: напрямую пройти не получится. Во-вторых, аренда слабо развита рядом с автодорогами, где не предусмотрена даже пешеходная инфраструктура, а вокруг промзоны и леса.

И всё же неудобство для самокатчиков и велосипедистов в этом случае относительное: до станций аренды придётся пройти всего на полкилометра больше, чем в среднем по городу, то есть на 5 минут дольше.
Крупные трассы увеличивают длину пешего пути: нужно сначала дойти до пешеходного перехода и только потом пройти к нужной инфраструктуре
Крупные трассы увеличивают длину пешего пути: нужно сначала дойти до пешеходного перехода и только потом пройти к нужной инфраструктуре
Там, где нет железных дорог
Там, где нет железных дорог
Рельсовый транспорт — самый «неповоротливый» в нашей выборке, так как для его развития нужно менять застройку города. Например, на Ярославском направлении запланировано появление МЦД, но до реализации ещё далеко: сначала нужно открыть линии 3 и 4.
Рельсовый транспорт — самый «неповоротливый» в нашей выборке, так как для его развития нужно менять застройку города. Например, на Ярославском направлении запланировано появление МЦД, но до реализации ещё далеко: сначала нужно открыть линии 3 и 4.
Привычные электрички ходят по Ярославскому направлению с 1929,
когда в сторону Мытищ отправилась самая первая московская электричка
Привычные электрички ходят по Ярославскому направлению с 1929, когда в сторону Мытищ отправилась самая первая московская электричка
Электричек нет внутри Садового кольца и в Хамовниках. Хотя расположение вуза в «старой» Москве в целом считается удобным и престижным, студентам из Московской области приходится пересаживаться на метро или наземный транспорт.
Электричек нет внутри Садового кольца и в Хамовниках. Хотя расположение вуза в «старой» Москве в целом считается удобным и престижным, студентам из Московской области приходится пересаживаться на метро или наземный транспорт.
Электричек нет в центральных районах, где плотность вузов наиболее высока
Электричек нет в центральных районах, где плотность вузов наиболее высока
Также МЦД и электричек нет на юго-западе города, в самых «студенческих» районах нашей выборки.
Чтобы попасть с южной части красной, «студенческой», ветки на МЦД-1, нужно сделать минимум две пересадки на метро и потратить не меньше 25 минут.
Также МЦД и электричек нет на юго-западе города, в самых «студенческих» районах нашей выборки.
Чтобы попасть с южной части красной, «студенческой», ветки на МЦД-1, нужно сделать минимум две пересадки на метро и потратить не меньше 25 минут.
По данным ИЦ «Безопасный транспорт», главными преимуществами МЦД пассажиры называют комфортабельные поезда, уменьшенные интервалы движения, удобство пересадок и оплаты
По данным ИЦ «Безопасный транспорт», главными преимуществами МЦД пассажиры называют комфортабельные поезда, уменьшенные интервалы движения, удобство пересадок и оплаты
  • Почему плохая доступность не всегда важна
  • Почему плохая доступность не всегда важна
Университет — это не только учебные аудитории, но и лаборатории, клубы и типографии. Если у вуза есть несколько корпусов, руководство часто переносит все учебные занятия ближе к центру, где транспортная доступность выше. На периферии же остаются в основном служебные здания и непрофильные факультеты с небольшим числом студентов.

Так поступил, например, Московский Политех. В самом удобно расположенном корпусе на Большой Семёновской учатся студенты Инженерной школы, Транспортного факультета и Факультета информационных технологий. В отдалении располагаются непрофильные факультеты, которые присоединились к Политеху в результате слияния университетов.

Похожей логикой руководствовалась и Высшая школа экономики, пять зданий которой попали в наш список удобно расположенных корпусов. Из них три находятся в центре города, в Басманном районе, ещё один — неподалёку от ТТК. Последний расположен в районе Аэропорт, однако это не учебный корпус, а типография.

Интересно, что в число удобно расположенных зданий попал корпус МГППУ — это тот самый университет, другие здания которого возглавили антирейтинг. В наиболее удобной точке расположены профильные факультеты, ключевые для вуза. Там учится большинство студентов-психологов. А в корпусах, к которым сложно доехать, находятся студенческий центр, библиотека и факультеты непрофильных направлений.

Таким образом, даже если до некоторых корпусов ехать неудобно, большинство студентов могут этого не замечать. Вузы подходят к размещению факультетов и активностей стратегически: самые важные корпуса обычно располагаются в местах с хорошей транспортной доступностью.
Университет — это не только учебные аудитории, но и лаборатории, клубы и типографии. Если у вуза есть несколько корпусов, руководство часто переносит все учебные занятия ближе к центру, где транспортная доступность выше. На периферии же остаются в основном служебные здания и непрофильные факультеты с небольшим числом студентов.

Так поступил, например, Московский Политех. В самом удобно расположенном корпусе на Большой Семёновской учатся студенты Инженерной школы, Транспортного факультета и Факультета информационных технологий. В отдалении располагаются непрофильные факультеты, которые присоединились к Политеху в результате слияния университетов.

Похожей логикой руководствовалась и Высшая школа экономики, пять зданий которой попали в наш список удобно расположенных корпусов. Из них три находятся в центре города, в Басманном районе, ещё один — неподалёку от ТТК. Последний расположен в районе Аэропорт, однако это не учебный корпус, а типография.

Интересно, что в число удобно расположенных зданий попал корпус МГППУ — это тот самый университет, другие здания которого возглавили антирейтинг. В наиболее удобной точке расположены профильные факультеты, ключевые для вуза. Там учится большинство студентов-психологов. А в корпусах, к которым сложно доехать, находятся студенческий центр, библиотека и факультеты непрофильных направлений.

Таким образом, даже если до некоторых корпусов ехать неудобно, большинство студентов могут этого не замечать. Вузы подходят к размещению факультетов и активностей стратегически: самые важные корпуса обычно располагаются в местах с хорошей транспортной доступностью.
  • Что мы узнали
  • Что мы узнали
Самый удобный транспорт для студентов — наземный. В радиусе 750 м от всех университетов есть автобусная или трамвайная остановка. На втором месте — электросамокаты. От половины вузов можно дойти до ближайшей станции аренды меньше чем за три минуты.
Около пяти минут занимает в среднем путь до станции Велобайка или городской велопарковки. Почти от всех вузов можно дойти пешком до метро за 20 минут. Сложнее всего добираться до станций МЦД и электричек.
Удобнее всего учиться у вузов рядом с вокзалами, крупными проспектами и в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК. 30 из примерно 250 московских вузов находятся в 10 минутах пешком от любой транспортной инфраструктуры. Если у университета есть несколько зданий, руководство склонно располагать учебные корпуса в местах с хорошей транспортной доступностью, а на периферию выносить служебные здания и непрофильные факультеты.
Непросто добираться до вузов, которые расположены рядом с лесопарками и в поймах рек. Зато до таких университетов можно дойти пешком через зелёные зоны. Также бывают сложности, если вуз находится у крупных непешеходных дорог — туда не всегда можно доехать на самокате или велосипеде.
Самый удобный транспорт для студентов — наземный. В радиусе 750 м от всех университетов есть автобусная или трамвайная остановка. На втором месте — электросамокаты. От половины вузов можно дойти до ближайшей станции аренды меньше чем за три минуты. Около пяти минут занимает в среднем путь до станции Велобайка или городской велопарковки. Почти от всех вузов можно дойти пешком до метро за 20 минут. Сложнее всего добираться до станций МЦД и электричек.
Удобнее всего учиться у вузов рядом с вокзалами, крупными проспектами и в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК. 30 из примерно 250 московских вузов находятся в 10 минутах пешком от любой транспортной инфраструктуры. Если у университета есть несколько зданий, руководство склонно располагать учебные корпуса в местах с хорошей транспортной доступностью, а на периферию выносить служебные здания и непрофильные факультеты.
Непросто добираться до вузов, которые расположены рядом с лесопарками и в поймах рек. Зато до таких университетов можно дойти пешком через зелёные зоны. Также бывают сложности, если вуз находится у крупных непешеходных дорог — туда не всегда можно доехать на самокате или велосипеде.
Самый удобный транспорт для студентов — наземный. В радиусе 750 м от всех университетов есть автобусная или трамвайная остановка. На втором месте — электросамокаты. От половины вузов можно дойти до ближайшей станции аренды меньше чем за три минуты. Около пяти минут занимает в среднем путь до станции Велобайка или городской велопарковки. Почти от всех вузов можно дойти пешком до метро за 20 минут. Сложнее всего добираться до станций МЦД и электричек.
Удобнее всего учиться у вузов рядом с вокзалами, крупными проспектами и в верхней половине пояса между Садовым кольцом и ТТК. 30 из примерно 250 московских вузов находятся в 10 минутах пешком от любой транспортной инфраструктуры. Если у университета есть несколько зданий, руководство склонно располагать учебные корпуса в местах с хорошей транспортной доступностью, а на периферию выносить служебные здания и непрофильные факультеты.
Непросто добираться до вузов, которые расположены рядом с лесопарками и в поймах рек. Зато до таких университетов можно дойти пешком через зелёные зоны. Также бывают сложности, если вуз находится у крупных непешеходных дорог — туда не всегда можно доехать на самокате или велосипеде.
  • Что думает эксперт
  • Что думает эксперт

Александр Рыжков
Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Москва — столица высшего образования России. Это накладывает необходимость интеграции университетов с окружающим городским пространством.

Как видно из исследования, практически все московские университеты обеспечены развитой инфраструктурой общественного транспорта и микромобильности. Для меня основным приятным выводом работы были хорошие показатели обеспеченности скоростным транспортом — метрополитеном и пригородными поездами. Это означает, что и студенты, и преподаватели могут добираться до учебных заведений из любых районов города за предсказуемое время.

С моей точки зрения, потенциалом для повышения транспортной доступности являются связи внутри крупных университетов. Хотя многие из них исторически строились единым комплексом, сегодня это уже не совсем так. Нередко факультеты находятся в разных районах, а общежития сильно удалены от учебных корпусов. Актуальность изменения ситуации обусловлена следующим. Во-первых, примерно половина московских студентов — приезжие, то есть нуждаются в общежитиях. Во-вторых, пространственная концентрация разных факультетов — это предпосылка для возникновения инноваций в стенах университетов. Такие изменения позволили бы ещё больше поднять статус Москвы как глобального университетского города.
Александр Рыжков
научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Москва — столица высшего образования России. Это накладывает необходимость интеграции университетов с окружающим городским пространством.

Как видно из исследования, практически все московские университеты обеспечены развитой инфраструктурой общественного транспорта и микромобильности. Для меня основным приятным выводом работы были хорошие показатели обеспеченности скоростным транспортом — метрополитеном и пригородными поездами. Это означает, что и студенты, и преподаватели могут добираться до учебных заведений из любых районов города за предсказуемое время.

С моей точки зрения, потенциалом для повышения транспортной доступности являются связи внутри крупных университетов. Хотя многие из них исторически строились единым комплексом, сегодня это уже не совсем так. Нередко факультеты находятся в разных районах, а общежития сильно удалены от учебных корпусов. Актуальность изменения ситуации обусловлена следующим. Во-первых, примерно половина московских студентов — приезжие, то есть нуждаются в общежитиях. Во-вторых, пространственная концентрация разных факультетов — это предпосылка для возникновения инноваций в стенах университетов. Такие изменения позволили бы ещё больше поднять статус Москвы как глобального университетского города.
Благодарим за предоставленные материалы Noto Emoji / Google Inc., Twitter Emoji / Twitter, Material Symbols / Google, Game Icons / GameIcons, storyset / Freepik, CartoDB и OpenStreetMap
Благодарим за предоставленные материалы Noto Emoji / Google Inc., Twitter Emoji / Twitter, Material Symbols / Google, Game Icons / GameIcons, storyset / Freepik, CartoDB и OpenStreetMap